Главная > underground > 63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"

63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"


28-10-2018, 15:39. Разместил: Han Viachko
Ночным утром 29 октября 1955 года на черноморском побережье разыгрывалась настоящая драма. Советский линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск» медленно но верно заваливался на борт, при этом находясь всего лишь в сотне метров от берега. Как находившийся рядом с берегом линкор стал братской могилой для примерно 800 человек пойдёт сегодняшний рассказ.
63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"


Для начала немного истории.
В 1948 –м году на какойто-там международной конференции, страны победительницы во 2-й мировой войне делили между собой остатки итальянского военного флота. Делёжка проходила порой напряжённо, и дело закончилось чем-то вроде жребья. Кому то достались новенькие корабли, а СССР перепала парочка здоровенных линкоров.
Здоровенных то здоровенных, да вот тока видавших виды. Как например линкор «Джулио Чезаре».

Юлий Цезарь
Линкор «Джулио Чезари» был заложен на стапелях в Генуе летом 1910 года и спущен на воду в 1915 году. В Первой мировой войне линкор участия принять не успел. В 1920-х годах использовался как учебный корабль для подготовки морских артиллеристов. В 1930-х отправился на кап.ремонт.
Красавец линкор, водоизмещение 24 000 тонн, скорость до 22 узлов. Вооружение соответствует: два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы.
Но к началу 2-й мировой войны линкору был уже 3-й десяток лет, и ему доверяли в основном сопровождением конвоев, а в 1942 году командование итальянских ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.
63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"


Вощем с 1943 по 1948 года "Джулио Чезаре" находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания.
15 декабря 1948 года линкор перегнали в албанский порт Влера, где 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора советской комиссии. 6 февраля 1949 года над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а еще через две недели он вышел в Севастополь, прибыв на свою новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".

Новороссийск
Не беря в расчёт, что линкору было уже почти 35, и он неплохо сохранился в плане обшивки, внутренних переборок и орудий…похвастаться было не чем. Турбины, внутренние коммуникации, и прочие узлы требовали «внимания», а про радарные системы в 1915-м вообще ничего не слышали. В общем было над чем повозится, а с учётом полностью итальянско-язычной документации, да и собственно частичным отсутствием этой самой документации, ну и ещё того факта что с 1943-го за кораблём не очень то и следили…
Но да ладно, кое-как силами многочисленных мелких капремонтов за пару пар лет линкор таки более-менее привели в божеский вид. И в мае 1955 года, модернизированная 40-летняя посудина таки стала на боевой пост.
28 октября 1955 года линкор вернулся из очередного похода и занял место в Северной бухте на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя (что в Севостополе), примерно в 110 метрах от берега. Глубина там составляла 17 метров, под водой было еще около 30 метров вязкого ила.

Взрыв
29 октября в 00:31 по среднеукраинскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. Дето 1 тонна в тротиловом эквиваленте. Под водой, в правом борту образовалась 22 метровая пробоина площадью более 150 квадратных метров. В пробоину ясень пенъ хлынуло Чёрное море….в смысле вода.
Уже через 3 минуты 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса (нос стал погружаться) и крен в 1-2 градуса на правый борт.

В 00:40 о случившемся сообщили командующему флотом.
К 01:00, когда крен на правый борт всё ещё составлял лишь 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место" (дабы сия махина не пошла на дно, а просто утону на пару палуб, осталась как бэ на виду). Подгоняются буксиры и корабль разворачивают кормой к берегу.

На момент взрыва командир линкора капитан 1 ранга Кухта находился в отпуске, и его обязанности исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как "Новороссийск" пришвартовался, часть экипажа съехала в увольнение. Но на борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор.
63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"


К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.
Но к сожалению количество ещё не означает качество…к несчастью так и получилось
В 02:30 линкор всё ещё на плаву, на палубе выстроили около 800 ничем не занятых моряков, к борту линкора подогнали спасательные суда.
Первым о экипаже забеспокоился и.о. командира эскадры Никольский, который видя шо линкор никак не могут оттащить к берегу, предложил перевести не задействованных матросов на спасательные судёнышки, но отчего то получил категорический отказ самого командующего флота (Пархоменко).
В 02:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево.
В 03:00 крен возрос до 17 градусов. 20 градусный крен считался предельным для «Новороссийска», и Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ.

К 03:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, неожиданно качнулся вправо, затем повалился влево и лег на борт. Несколько десятков человек с палубы таки успели спастись, но большую часть народа скинуло в воду, и накрыло массивным бортом. Завалившись на борт, линкор уперся в твердый грунт мачтами, и ещё пару часов оставался в таком положении. В 21:00 29 октября 1955 года корпус линкора «Новороссийск» полностью исчез под водой.

Многие так и остались в смертельной ловушке внутри перевернувшегося линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет".

Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него, причём погибли и многие из бригад пришедших с других кораблей что бы помочь удержать корабль на плаву. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.

63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"
После поднятия. А ещё нужно как-то переернуть


Причины
Наиболее вероятной причиной назвали старую магнитную мину времён 2-й мировой войны, которую не смогли своевременно обнаружить, но на которую непосчастливилось налететь линкору. Конечно были и другие версии…но об этом как-нить потом..
63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"
Пробоина в борту

Всего тогда погибло 829 человек. Сам же корабль позже подняли, и пустили в утиль.

Источник
{SL}
Вернуться назад