Главная > underground > 63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"
63 года со дня взрыва на линкоре "Новороссийск"28-10-2018, 15:39. Разместил: Han Viachko |
Ночным утром 29 октября 1955 года на черноморском побережье разыгрывалась настоящая драма. Советский линкор Черноморского флота ВМФ СССР «Новороссийск» медленно но верно заваливался на борт, при этом находясь всего лишь в сотне метров от берега. Как находившийся рядом с берегом линкор стал братской могилой для примерно 800 человек пойдёт сегодняшний рассказ. Для начала немного истории. В 1948 –м году на какойто-там международной конференции, страны победительницы во 2-й мировой войне делили между собой остатки итальянского военного флота. Делёжка проходила порой напряжённо, и дело закончилось чем-то вроде жребья. Кому то достались новенькие корабли, а СССР перепала парочка здоровенных линкоров. Здоровенных то здоровенных, да вот тока видавших виды. Как например линкор «Джулио Чезаре». Юлий Цезарь Линкор «Джулио Чезари» был заложен на стапелях в Генуе летом 1910 года и спущен на воду в 1915 году. В Первой мировой войне линкор участия принять не успел. В 1920-х годах использовался как учебный корабль для подготовки морских артиллеристов. В 1930-х отправился на кап.ремонт. Красавец линкор, водоизмещение 24 000 тонн, скорость до 22 узлов. Вооружение соответствует: два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы. Но к началу 2-й мировой войны линкору был уже 3-й десяток лет, и ему доверяли в основном сопровождением конвоев, а в 1942 году командование итальянских ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей. Вощем с 1943 по 1948 года "Джулио Чезаре" находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания. 15 декабря 1948 года линкор перегнали в албанский порт Влера, где 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора советской комиссии. 6 февраля 1949 года над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а еще через две недели он вышел в Севастополь, прибыв на свою новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск". Новороссийск Не беря в расчёт, что линкору было уже почти 35, и он неплохо сохранился в плане обшивки, внутренних переборок и орудий…похвастаться было не чем. Турбины, внутренние коммуникации, и прочие узлы требовали «внимания», а про радарные системы в 1915-м вообще ничего не слышали. В общем было над чем повозится, а с учётом полностью итальянско-язычной документации, да и собственно частичным отсутствием этой самой документации, ну и ещё того факта что с 1943-го за кораблём не очень то и следили… Но да ладно, кое-как силами многочисленных мелких капремонтов за пару пар лет линкор таки более-менее привели в божеский вид. И в мае 1955 года, модернизированная 40-летняя посудина таки стала на боевой пост. 28 октября 1955 года линкор вернулся из очередного похода и занял место в Северной бухте на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя (что в Севостополе), примерно в 110 метрах от берега. Глубина там составляла 17 метров, под водой было еще около 30 метров вязкого ила. Взрыв 29 октября в 00:31 по среднеукраинскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. Дето 1 тонна в тротиловом эквиваленте. Под водой, в правом борту образовалась 22 метровая пробоина площадью более 150 квадратных метров. В пробоину ясень пенъ хлынуло Чёрное море….в смысле вода. Уже через 3 минуты 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса (нос стал погружаться) и крен в 1-2 градуса на правый борт. В 00:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 01:00, когда крен на правый борт всё ещё составлял лишь 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место" (дабы сия махина не пошла на дно, а просто утону на пару палуб, осталась как бэ на виду). Подгоняются буксиры и корабль разворачивают кормой к берегу. На момент взрыва командир линкора капитан 1 ранга Кухта находился в отпуске, и его обязанности исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов. Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как "Новороссийск" пришвартовался, часть экипажа съехала в увольнение. Но на борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор. К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба. Но к сожалению количество ещё не означает качество…к несчастью так и получилось В 02:30 линкор всё ещё на плаву, на палубе выстроили около 800 ничем не занятых моряков, к борту линкора подогнали спасательные суда. Первым о экипаже забеспокоился и.о. командира эскадры Никольский, который видя шо линкор никак не могут оттащить к берегу, предложил перевести не задействованных матросов на спасательные судёнышки, но отчего то получил категорический отказ самого командующего флота (Пархоменко). В 02:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. В 03:00 крен возрос до 17 градусов. 20 градусный крен считался предельным для «Новороссийска», и Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ. К 03:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, неожиданно качнулся вправо, затем повалился влево и лег на борт. Несколько десятков человек с палубы таки успели спастись, но большую часть народа скинуло в воду, и накрыло массивным бортом. Завалившись на борт, линкор уперся в твердый грунт мачтами, и ещё пару часов оставался в таком положении. В 21:00 29 октября 1955 года корпус линкора «Новороссийск» полностью исчез под водой. Многие так и остались в смертельной ловушке внутри перевернувшегося линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него, причём погибли и многие из бригад пришедших с других кораблей что бы помочь удержать корабль на плаву. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки. После поднятия. А ещё нужно как-то переернуть Причины Наиболее вероятной причиной назвали старую магнитную мину времён 2-й мировой войны, которую не смогли своевременно обнаружить, но на которую непосчастливилось налететь линкору. Конечно были и другие версии…но об этом как-нить потом.. Пробоина в борту Всего тогда погибло 829 человек. Сам же корабль позже подняли, и пустили в утиль. Источник {SL} Вернуться назад |