Реактор для Белорусской АЭС уже подъезжает к Островцу

10:00 / 23.12.2015
реактор едетМы уже рассказывали нашим читателям о том, как на заводе «Атоммаш» в Волгодонске «сошел с конвейера» корпус первого реактора первой белорусской АЭС. В тот же день по ночным городским улицам реактор был доставлен на спецпричал предприятия, откуда начался его долгий и сложный путь до места назначения – Белорусской АЭС.
Реактор по-прежнему в дороге.
О том, как проходит сложнейшая транспортная операция, нам рассказали в российской компании «Спецтяжтранс», осуществляющей перевозку корпуса реактора.

Почти месяц продолжался водный отрезок пути. Вначале плавучее средство с реактором на борту прошло почти двести километров по Цимлянскому водохранилищу. Затем проследовало вверх по Волго-Донскому каналу. Далее по Волге через города Саратов, Самару, Ульяновск, Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Череповец.
Потом речная баржа с реактором на борту прошла по Волго-Балтийскому каналу, Онежскому озеру, реке Свирь, Ладожскому озеру. А в завершение водного отрезка пути прошла вверх по реке Волхов и добралась до причала в г. Великий Новгород.
Как отметили специалисты, водная часть пути была достаточно сложной. Непростые погодные условия в конце навигации, высокая «парусность» груза, маловодье рек и водоемов добавили хлопот транспортникам. Чтобы добавить устойчивости, баржу пришлось немного «притопить». Впрочем, все равно осадка судна с грузом в 330 тонн на борту не превысила даже одного метра.
В целом водный маршрут был преодолен успешно. Небольшую остановку пришлось сделать только на Онежском озере из-за разыгравшегося шторма, который поднял волну высотой в три метра.
В Великом Новгороде баржа пришвартовалась у ближайшего к железнодорожной станции причала.
Специальный транспортер подъехал под реактор, приподнял его на мощных домкратах, затем аккуратно опустил на себя и съехал с баржи на берег. Этот метод специалисты называют «Ро-ро». От английского «roll-on/roll-off» – «вкатывай-выкатывай».
реактор едет1Вес корпуса составляет 330 тонн, а с учетом транспортера – и того больше, диаметр – 4 метра, поэтому по маршруту движения к станции усиливались дороги, некоторые и вовсе фактически строились заново, отключались линии электропередач, приподнимались троллейбусные линии.
Неудивительно, что перевозку подобных грузов специалисты называют не столько транспортной задачей, сколько инженерной, включающей подготовку проектной документации, расчеты прочности дорожного полотна, строительство дополнительных сооружений, устранение препятствий по пути движения, сооружение объездов…
По улицам Великого Новгорода реактор повезли ночью, чтобы жители города не почувствовали никаких неудобств.
А затем наступил, пожалуй, самый сложный с инженерной точки зрения этап транспортировки: перегрузка реактора с автомобильного транспортера на железнодорожный. Между ними – 7 метров. Для обычного груза не расстояние. Но не для объекта весом в семь доверху наполненных железнодорожных вагонов.
Для того чтобы перегрузить реактор, было сооружено специальное грузоподъемное устройство. Под корпус реактора подвели погрузочные стропы большой грузоподъемности, подняли на домкратах и аккуратно, с ювелирной точностью, установили ценный груз на железнодорожном транспортере.
Кстати, транспортер этот особый. В России таких всего два, и предназначены они как раз для перевозки таких тяжелых и крупногабаритных грузов, как реактор или парогенератор атомной электростанции. Благодаря большому количеству спаренных осей, давление на железнодорожное полотно платформы с реактором будет не большим, чем от одной цистерны.
реактор едет2Для перевозки корпуса реактора транспортники собрали целый железнодорожный состав из нескольких вагонов. На первом вагоне закреплен специальный щит, габариты которого совпадают с габаритами реактора. Необходимо это для безопасного прохождения состава под мостами и путепроводами, хоть весь маршрут следования многократно, до сантиметра проверен и измерен.
После завершения всех необходимых процедур ровно в 10 часов 40 минут 14 декабря 2015 года состав с корпусом реактора энергоблока №1 Белорусской АЭС отправился со станции в Великом Новгороде до станции Бобровники в Островецком районе. Между двумя станциями около – 800 километров. Но везут реактор очень осторожно и медленно, поэтому путь, на который обычный пассажирский поезд тратит меньше двенадцати часов, железнодорожный состав с корпусом реактора пройдет за несколько недель.

---------------------------
Эдуард Свирид.