Апошнi Бабчына жыхар, Блукаю вулiцай пустой. Чароды стронцыевых хмар У небе сталi на пастой Н.Метлцкi
Как Вы все знаете, примерно 70% радиоактивных веществ от Чернобыльского взрыва, осело на территории Беларуси. Вы даже может слышали таинственную аббревиатуру ПГРЭЗ, или про базу учёных Беларуской АН в бывшем посёлке Массаны? Давайте приоткроем завесу тайны над закрытым для «экстремального» и индустриального туризма, беларуским сегментом Чернобыльской Зоны Отчуждения.
Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Да, именно так он официально называется. Территория в 216 019 Га, на которой находилось то ли 92 то ли 118 населенных пункта с населением в 22 000 человек, 84 кладбища, 46 памятников и много чего ещё. Но для начала немного истории.
После катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, и последующим отселением множества деревень, «отчуждением» огромной территории, появлением колючей проволоки по периметру, и появлением милицейских патрулей, после всего этого возник вопрос про правовой статус данного места. В соответствии с постановлением Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии и Совета Министров БССР от 24 февраля 1988 года №59-5 было принято решение о создании Полесского государственного экологического заповедника. Ну, собственно днём создания ПГРЭЗ-а считается 18 июля 1988 года когда распоряжением Совета Министров БССР №485-р на 142,8 тысяч гектаров загрязнённых земель Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов, был организован Полесский государственный экологический заповедник.В который и включили ту часть Чернобыльской зоны отчуждения территориально расположенная на территории тогдашней БССР.
Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 10 апреля 1989 года №122, в связи с особыми условиями деятельности, Полесский государственный экологический заповедник переименован в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник. Постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 27 декабря 1990 года №344 заповедник был передан из ведения Государственного комитета Белорусской ССР по экологии в ведение Государственного комитета Белорусской ССР по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Руководствуясь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1992 года №190, Гомельский областной исполнительный комитет (решение от 03 марта 1993 года №71) передал в состав заповедника сопредельные с ним загрязнённые земли, с которых отселены жители. В результате площадь Полесского государственного радиационно-экологического заповедника составила 215,5 тысяч гектаров. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года №756, заповедник включён в перечень государственных организаций, подчинённых Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Тогда же, в 2006 году Полесский государственный радиационно-экологический заповедник включен в список племенных хозяйств республики. Опыт этой работы важен в плане перспективы развития коневодства в условиях радиоактивного загрязнения земель Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 2013 года №41 учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» преобразовано в государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник».
Соотношение размеров украинского и беларуского "сегментов" ЧЗО (2015 год)
Уровень загрязнения Можно сказать, что на территории Беларуского ПГРЭЗ-а сконцентрировано более 70% стронция, 97% плутония, и 30% радиоактивного цезия выпавших на территорию Беларуси.
Карта загрязнения Гомельской области радиоизотопом Cs-137. ПГРЭЗ-ом "оградили" самые "грязные" места на юге
Из-за наличия радиоактивного плутония и амерция, большая часть земель ПГРЭЗ не может быть возвращена в хозяйственное пользование в обозримом будущем (если конечно не изобретут более эффективные методы обеззаразить территорию). Кстати о плутонии. С его изотопом Pu-241 всё обстоит весьма печально. Казалось бы, его период полу распада в 14,4 года всё должно быть достаточно хорошо, но вот он с бетта-распадом превратиться в токсичный Am-241 с периодом полураспада 432,2 года, который за счёт альфа-распада обеспечит повышение радиоактивности (аж до 2060 года).
На 2006 год, местами ситуация с загрязнением была следующая: • до 37000 кБк/м2 (1000 Ки/км2) цезием-137; • до 740 кБк/м2 (20 Ки/км2) сронцием-90; • до 185 кБк/м2 (5 Ки/км2) плутонием-238-240; • высокое содержание радионуклидов в растениях и животных. Что естественно не радует, ибо капец как много.
Задачи, решаемые ПГРЭЗ-ом Ну, собственно они такие же как и у Украинского ЧЗО: - осуществление мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов на прилегающие территории; - контроль за изменением радиационной обстановки; - радиационно - экологический мониторинг почвы, воздуха, воды, флоры и фауны; - проведение радиобиологических исследований и опытно-экспериментальных работ с целью разработки технологий реабилитации загрязненных радионуклидами земель, оценки влияния радиоактивного загрязнения на животный и растительный мир; - составление моделей распространения, распределения и миграции плутония и америция-241 в компонентах экосистемы территории зоны отчуждения; - охрана территории от несанкционированного проникновения в целях обеспечения естественного развития живой природы; - защита территории от пожаров, вредителей и болезней леса; - облесение земель, в первую очередь подверженных ветровой и водной эрозии.
Чего в ПГРЭЗ-е только не пытались делать: выращивали хмель, медвежий орех, персики, абрикосы, актинидии, виноград, всевозможные плодово-ягодные растения, заниматься пчеловодством и коневодством – все это в разные годы (с чисто научной целью) творили сотрудники отдела экологии растительных комплексов. Правда далеко не все направления оправдали себя, но полученный опыт помог решить ряд задач из разряда "чем можно заниматься в загрязнённых радиацией краях, а что делать ну уж точно бесполезно" .
Знаменитый "дорожный монумент" на границе Украинской ЧЗО и Беларуского ПГРЭЗ-а
Структурно государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» разделен на три участка, расположенных на территориях соответствующих районов. В заповеднике работает более 700 человек.
По геоботаническому районированию заповедник расположен в подзоне широколиственно–сосновых лесов. Лесопокрытые земли составляют 110,4 тыс. га (51,1% территории), из них сосновые леса занимают 43,9%, березовые – 30,7%, черноольшаники – 12,4%, дубравы – 6,3%, остальные лесонасаждения -6,7%.
Основные типы леса – мшистые (24,3%), папоротниковые (14,3%), черничные (14,0%) и вересковые (10,3%). Преобладают молодняки и средневозрастные насаждения. Не покрытые лесом земли (в основном бывшие сельскохозяйственные угодья) занимают 82,2 тыс. га (38,0%), нелесные земли – 20,1 тыс. га (9,3%). С целью уменьшить сброс радиоактивных вод в реки Припять и Брагинку, было перекрыто много мелиоративных каналов, а это со временем привело к заболачиванию местности. В итоге до 15% территории ПГРЭЗ-а в той или иной степени заболочены.
Вся территория поделена на две зоны: • Первая абсолютно заповедная. На ней запрещены любые виды хозяйственной деятельности (примерно 68% территории ПГРЭЗ-а); • Вторая зона (наименее загрязнённая) — экспериментально-хозяйственная (32 % территории ИГРЭЗ-а). В экспериментально-хозяйственной зоне заповедника осуществляется разработка методов реабилитации загрязненных радионуклидами территорий. Здесь созданы экспериментальный сад, пчелопасека, и пару полей под мёданосные культуры (гречиха, фацелия). С 1996 года проводится разведение лошадей. В заповеднике сформирован селекционный массив лошадей пород русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, русская рысистая. Есть еще экспериментальный цех по обработке древесины, (о ужас, переведенный на хозрасчет). Вроде как производящий что-то более-менее не фонящее (правда лес там всёж сильно фонящий, и порой найти не фонящую древесину та ещё задачка).
Вообще же, для работников заповедника, на месте выселенной деревни Бабчин, расположенную как раз на границе 10-км. Зоны вокруг ЧАЭС, создан своего рода рабочий городок. В нём располагается специальная лаборатория для изучения загрязнённых радионуклидами территорий. Помимо этого есть автомастерские, столовая, станция дезактивации, пожарная часть, и музей..
Охранная зона ПГРЭЗ-а Это уже не заповедник, но есть и такая. 1 км от периметра заповедника. Ну не совсем сказать что прям таки охранная, но это территория на которой кое-что запрещено делать. В частности: • охота и промысловый лов рыбы; • размещение в полях севооборота сельскохозяйственных культур, провоцирующих выход диких животных за границы заповедника (пшеница, овес, ячмень, бобовые, кукуруза, картофель, свекла и другие); • размещение пунктов складирования всех видов минеральных удобрений, химических средств защиты растений; • забор воды из водных объектов для хозяйственных целей в количестве, приводящем к изменению режима водных объектов, за исключением забора воды для целей пожаротушения; • сброс в водные объекты неочищенных сточных вод; • интродукция в природные экосистемы инвазивных чужеродных диких животных и дикорастущих растений; • проведение сплошных рубок леса; • другие виды хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на природные комплексы заповедника, привести к их изменению и обеднению видового разнообразия животных или растений; Это если верить указу президента РБ №41от 21 января 2013 г. «О Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике».
Как попасть? С этим гораздо сложнее. Официально ПГРЭЗ закрыт для посещения. Возможно из-за этого про него так мало говорят и пишут. Легально посетить это место можно лишь по разрешению местных органов власти.Но если верить словам директора ПГРЭЗ-а, специалисты заповедника охотно идут навстречу тем, кто собирает информацию о жизни за шлагбаумом, а затем несет ее в массы. В частности: съемочные группы телевизионщиков, кинематографисты, ученые.
Но правда с прошлого года экскурсии в ПГРЭЗ таки разрешили, правда маршрут пока скучноватый и расчитан больше на ценителей красоты нетронутой природы. На последок Полесский государственный радиационно-экологический заповедник может сыграть исключительно важную роль резервата сохранения биоразнообразия Полесского региона и республики, чему способствует отсутствие населения, прекращение хозяйственной деятельности, снятие пресса охоты. Спустя энное количество лет наши потомки увидят здесь девственную природу, лишенную следов вмешательства человека, всех за исключением лишь одного - радиации.