..::STALKER.BY::..
http://stalker.by/forum/

"Люстра" в небе чернобыля
http://stalker.by/forum/viewtopic.php?f=261&t=6848
Страница 1 из 1

Автор:  Han Viachko [ 06 июн 2020, 10:08 ]
Заголовок сообщения:  "Люстра" в небе чернобыля

"Люстра" в небе чернобыля

Что вы знаете об аэростатах? Я тоже немного. Аппарат большого размера который легче воздуха, оттого и легко поднимающийся в небо. Принцип создания подъёмной силы прост – вещество с меньшей плотностью стремится подняться над веществом с большей плотностью….ну да вы это наверное и так знаете.
Изображение

Для чего тока не использовали аэростаты и всякого рода дирижабли: метеонаблюдение, радиосвязь, перевозка грузов и пассажиров, наблюдение за полем боя, корректировка огня артилерии, разведка, дирижабли-бомбардировщики, аэростаты заграждения системы ПВО...
Правда после 2-й мировой войны аэростатам в основном стала отводится роль метеозондов. Правда коммандование NATO создало спец.отдел где занимались маломерными разведтельными аэростатами, да и Варшавский блок не отстовал с их стремлением привязать к аэростатам всякие системы постановки радиопомех…
Вот как то так и получилось, что Министерство обороны Советского Союза к 1980-м не расформировало ведомственный отдел воздухоплавания, хотя в СССР и свернули выпуск гигантских пилотируемых дирижаблей. С применением дирижаблей и различного рода беспилотных аэростатов приходилось выполнять различные мелкие но специфические задачи. Вот вспомнили об аэростатах и в 1986 году, когда рванул Чернобыль. Но до применения экзотического аппарата дошло не сразу.
Как мы всегда и писали, с точки зрения полёта инженерной мысли сам саркофаг это весьма экзотическое дело, которое приходилось делать с применением весьма экзотических методов.
Изображение

Вот и на сей раз когда стройка саркофага затянулась до осени...световой день начал заметно уменьшатся, а до конца строительства нужен был ещё месяц-другой… Чтобы выдержать темпы строительства саркофага, приходилось возводить его в тёмное время суток. Монтажники укладывали на стальную раму покрытия саркофага многотонные металлоконструкции, похожие на хоккейные клюшки. На строительстве были использованы достаточно современные краны Demag. Крановщики управляли кранами снизу из бронированных кабин, ориентируясь по телевизионным камерам которые специально прилепили на стрелу крана. Но чтобы получить на экране качественное изображение, нужна была хорошая освещённость объекта. Требовалось освещение строительной площадки саркофага. Вот тока где закрепить светильники? На мачтах? Долго, опасно — мачты загромоздили бы стройплощадку. Светили издали — неэффективно. Ибо ближайшие от «стройплощадки» здания были высотой до 40 метров, а сам остатки крыши 4-энергоблока возвышались на 70 метров. Соответственно освещать стройплощадку с ближайших зданий не представлялось возможным. Использовать самолёты или вертолёты тоже весьма проблемно.
Изображение

Как бы то ни было, но в слепую тоже не уложишь. Поговаривают одна такая уложенная вслепую «клюшка-ферма» соскользнула и рухнула нафиг.
Идею с подвеской светильника на аэростат, говорят, предложил председатель правительственной комиссии Борис Щербина (сам придумал, иль кто подсказал канешне загадка). Привязной аэростат для этой цели подходили по всем параметрам: время нахождения аэростата на заданной высоте было почти не ограниченно, радиация никак не влияла на аэростат (ну т.е. влияла конечно, но электроники на нём не было, и это как бы было не критично).
Ну конечно была ещё парочка идей использования аэростатов в небе над АЭС:
• Транспортировки и сбрасывания песка на аварийный объект (что бы вертолетчикам не приходилось хватать дозу летая над энергоблоком);
• Периодически поднимать дозиметрические приборы;
Изображение

Но идея с ночным освещением понравилась всем больше. В короткий срок на объект прибыла оперативная аэростатная группа дабы понять вообще возможно ли такое. Вскоре к военным присоединились и инженеры-воздухоплаватели из Долгопрудного (Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики) и Вольского (Вольский воздухоплавательный испытательный центр ВВС).
Изображение

Прикол в том, что использовать аэростат в качестве средства освещения как то никто не прибывал. Но пришлось думать на ходу. Привязной аэростат производства ДКБА типа «Угорь-АБ» (правда конечно «Угорь-БА» это аэростат системы береговой связи, но да было не до этого) нашли де-то под Балаклавой, гелий пришлось в 40-литровых баллонах тащить из Оренбурга (ну…аэростат был правда расчитан на водород, но он и так горюч…ну мало ли чего). Было решено установит у южной стены энергоблока. Для него по быстрому склепали осветительную мачту с прожекторами мощностью около 40 кВт, которая завесила почти на тонну веса. Всё это должно было крепится тросами к лебёдке смонтированной на КРАЗ-255Б.
Изображение
выбор пал на эту модель

Притащили всё это хозяйство на стройплощадку саркофага. Конечно же пространства вокруг никакого — всё забито бульдозерами, кранами. Короче теснотища жуткая, а длина аэростата — 33 метра. Как вспоминал потом один из инженеров по эксплуатации сего летающего шедевра (некто Георгий Новиков):
Цитата:
«Условия действительно оказались экстремальными. Я был ведущим инженером по испытаниям этой техники. Сам инструкции писал. Так вот ни один из пунктов этих инструкций на четвёртом блоке соблюсти не удалось».

А де ж тут соблюсти, ветер при порывах превышал предельно допустимый по инструкции в полтора раза. Низкая высота подъёма — всего 150 метров, турбулентная атмосфера возмущена высотными зданиями. Морось, туман, грязь…Аэростат удалось поднять только со второй попытки 22 октября. 1850 кубометров гелия сделали своё дело, и огромная махина таки взметнулась ввысь.
Изображение

Когда часть газа улетучивалась, аэростат подтягивали к земле на дозаправку. Как бы то ни было, а 22 октября со второй попытки аэростат подняли в небо. Кто первый прозвал сей летающий агрегат «люстрой» опять загадка…скорее всего кто то из монтажников (но это не точно), но команды типа: «Мужики, дайте „люстру“ чуть влево. Темно там, братцы!» стали привычными.
По ходу эксплуатации аэростата случалось всякое. То светильник при подъёме о стенку грохнется, то нити троса изорвутся, то оболочка аэростата прохудится. С последним была большая проблемка, аэростат висел в сторонке от «жерла» разрушенного реактора, и во всю впитывал радиационное излучение (ну, правильнее сказать радиоактивные частицы). Вот и приходилось шлёпать на его радиоактивный бок заплатку приходилось там, где по правилам положено было «передвигаться только бегом». К несчастью аэростат системы «Угорь-АБ» был с оболочкой у которой высокая газопроницаемость.
Изображение

Когда работы на саркофаге подошли к концу, из китового тела аэростата выпустили летучий гелий, а оболочку захоронили, ибо фонила она очень здорово.

З.Ы.: на паре фоток к теме...даже не уверен что "люстра"

Источники вдохновения:
chornobyl.com.ua
www.oblgazeta.ru
mironow.wordpress.com

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/