Warhammer 40,000: Dawn of War II — компьютерная игра в жанре «тактическое сражение в реальном времени» разработанная компанией «Relic Entertainment». Выпущена 23 февраля 2009 года. Действие разворачивается в небольшом звёздном скоплении под названием подсектор Аврелия, находящемся на самом краю Империума. Именно из этих миров набирают новобранцев Кровавые вороны — один из орденов Космического десанта. В отсутствие основных сил ордена сектору угрожает вторжение орды орков. Dawn of War II получила в основном положительный приём, набрав 85 % на агрегаторе рецензий Metacritic.com. Большая часть рецензентов похвалила игру за изменившийся геймплей и красивую графику, и критиковала за малое количество карт для мультиплеера и повторяемость миссий в игровой кампании. К игре было выпущено два сюжетных дополнения: Chaos Rising и Retribution. Рецензии:
Зарубежная игровая журналистика: Dawn of War II получила в основном положительный приём, набрав 85 % на агрегаторе рецензий Metacritic.com. Большая часть рецензентов похвалила игру за изменившийся геймплей и красивую графику, и критиковала за малое количество карт для мультиплеера и повторяемость миссий в игровой кампании. Gamespy похвалил разработчиков за удаление строительства базы и создание «маловероятного на вид гибрида» из RTS и RPG жанров. Однако раскритиковал одиночную кампанию из-за наличия миссий, происходящих на тех же самых картах, что «заставляет чувствовать их одинаковость к концу кампании.» Критика была также нацелена на появление в игре Тиранидов, поскольку «фактическая борьба с ними […] не приводит в восторг.», но рецензент похвалил многопользовательский режим и введение логистики, назвав это «гениальным ходом.» 1up.com также похвалил «изобретательные дополнения», тактический выбор, позволяющий выбирать воинские отряды и переформатировавший игру. Но обозреватель раскритиковал непрерывное использование одинаковых карт в однопользовательской игре. Российская игровая пресса: Крупнейший российский портал игр Absolute Games поставил игре 77 %. Обозреватель отметил неплохую графику и мультиплеер игры. К недостаткам была отнесена слабая одиночная кампания . Вердикт: «Dawn of War 2 близка к идеалу, но на финишной прямой силы будто оставили разработчиков.» Игромания поставила игре 8.0 баллов из 10-ти, сделав следующее заключение: «В одиночной кампании Dawn of War 2 выглядит как бесхитростная action/RPG, и это довольно странно. Зато здесь есть яростный мультиплеер и уникальная возможность увидеть, как огромного орка распиливают на части бензопилой.» Страна Игр поставила игре 9.0 из 10-ти баллов. К достоинствам были причислены изменённый игровой процесс и проработанный игровой мир. К недостаткам отнесли плохо разработаную одиночную кампанию. Вердикт: «Безумно красивый интерактивный фильм про войну в космосе.» Журнал Лучшие компьютерные игры поставил игре 90 % из 100, наградив её орденом. Им награждаются игры, немного не дотянувшие до шедевра. Вердикт: «Relic сделали ещё один шедевр. И вновь — сетевой. Кампания кажется лишь тренировкой перед командными битвами.»
Сюжет оригинальной игры:
Игра начинается, когда игрок, выступающий в роли Командора — младшего офицера Космодесанта, высаживается с отрядом бойцов на пустынную планету Калдерис, чтобы помочь капитану Тулу и новобранцам под его командованием в неравном бою с орками. Отбив атаку, но упустив вражеского вожака Бэдзаппу, десантники отправляются на защиту важной деревни, которую удерживает другое подразделение. После победы они узнают об атаке орков ещё на две ключевые точки, что заставляет предположить наличие у налётчиков грамотного руководства. Выясняется, что оба командира этих отрядов орков недавно вместе с Бэдзаппой побывали в шахте Фелхаммер. На подходе к шахте космодесантники замечают разведчиков другой расы чужаков — Эльдар: экзарха пауков варпа и его свиту. В лагере возле самой шахты идёт сражение: орки напали на руководивших ими эльдар. Космодесантники вмешиваются и истребляют всех врагов. Перед смертью один из офицеров эльдар пытается сказать, что некий великий враг угрожает им всем, но бравые воины Императора остаются равнодушными к этим словам. После этого десант отправляется в джунгли соседней планеты Тифон Примарис с целью уничтожить расположенную там базу эльдар и обеспечить разгром орочьей орды. Но Давиан Тул просит срочно вернуться на Калдерис, так как Бэдзаппа собрал силы и атаковал планетарную столицу. Бэдзаппа погибает, но в разгар сражения появляется ещё одна раса ксеносов: Флот-Улей Тиранид — сборище живых кораблей с миллиардами боевых организмов на борту, собирающееся поглотить всю органику, воду и атмосферу богатых жизнью планет. Подобравшись незамеченными, передовые отряды тиранид наносят огромный урон и смертельно ранят капитана Тула, но десантникам всё же удаётся вырваться и эвакуироваться на орбиту. Пока войска планеты Калдерис приходят в себя после появления нового врага, основные силы Флота-Улья надвигаются на подсектор Аврелия. Космодесантники проводят ряд успешных операций, но в конечном итоге всё это бессмысленно: подбирающийся Флот-Улей сметёт имеющиеся в подсекторе силы и опустошит его, превратив цветущие миры в безжизненные глыбы камня. План эльдар наводнить подсектор орками и столкнуть их орды с полчищами тиранид провалился. Воронам удаётся подать сигнал о помощи, и на связь выходит капитан Габриэль Ангелос — командующий флотом ордена. К сожалению, возможные подкрепления слишком далеко, и бойцам в подсекторе придётся полагаться только на свои силы и удерживать Флот-Улей сколько удастся. Меридиан, наиболее развитая планета подсектора, погружается в хаос из-за непрерывных диверсионных операций эльдар. Космодесантники начинают охоту за эльдарами и выясняют, что руководит ими Видящая искусственного мира Ультве по имени Идранель Нил. После неизбежного, как сочли эльдар, опустошения подсектора Аврелия, Флот-Улей отправился бы питаться миром-кораблём Ультве. Видя истребление орочьих орд, Идранель выводит из строя человеческие системы слежения, заманивает большую часть Флота-Улья на Меридиан и собирается взорвать всю планету вместе с людьми и тиранидами, перегрузив реакторы огромного производственного комплекса Кузницы Ангела, чтобы выиграть время для своего народа. Космодесантники убивают Видящую и срывают её план, продолжая свою обречённую борьбу. Впрочем, Габриэль Ангелос сообщает, что у сил подсектора есть иная возможность уничтожить Флот-Улей, или хотя бы ослабить его. Если добыть исходный генетический код непрерывно мутирующих тиранид, то в Кузнице Ангела можно создать яд, смертельный для всех форм жизни Тиранид. Находясь в шаге от поражения, Кровавые Вороны успевают создать необходимое вещество и определить, что вводить его требуется в каналы питания Флота-Улья, который вошёл в атмосферу планеты Тифон Примарис и начал поглощать её. Ангелос выходит на связь в последний раз. Продвижение кораблей с подкреплениями крайне затруднено, так как попытки пробиться через Тень в Варпе, отбрасываемую Флотом-Ульем, убивают навигаторов одного за другим. Флот ордена может навеки затеряться в Имматериуме или оказаться без связи в межзвёздном пространстве за тысячи лет обычного полёта от ближайшей системы Империума, но космодесантники идут на этот риск, чтобы помочь боевым братьям. Оставшиеся защитники подсектора Аврелия объединяют силы и штурмуют Тифон Примарис. Им удаётся пробиться к пищевым каналам и ввести яд, но к этому времени человеческий флот на орбите уже уничтожен. Яд действует превосходно, но часть тиранидов, избежавших контакта с ним, всё же выживает. Горстка космодесантников и остатки гвардейцев готовятся принять последний бой, когда на орбиту, пробившись через ослабевшую Тень, из Варпа вываливается флот во главе с Ангелосом и вступает в бой с ослабевшим Флотом-Ульем. Высадившиеся на Тифон космодесантники идут в атаку на войска Тиранид и убивают Альфа-Тирана Улья, являющегося одним из узлов коллективного разума тиранид. Флот Кровавых Воронов истребляет беспорядочно отступающие живые корабли. Тираниды терпят поражение, а Габриэль размышляет о том, что Император создал космических десантников для борьбы с бесчисленными ужасами галактики, как воинов, готовых для защиты человечества бороться до конца. Такими воинами и являются Командор и его ударный отряд.
Сюжет аддона Chaos Rising:
Всего год назад подсектору Аврелия угрожали несметные орды тиранид из щупальца флота-улья Левиафан, но орден Кровавых Воронов смог остановить их. Из варпа появилась планета Аврелия, тысячи лет назад бывшая столицей подсектора. Но случившийся шторм Варп-пространства вытолкнул её на новую орбиту и сковал в лёд, а потом и вовсе вырвал из реальности. С планеты на крейсер космодесанта «Возмездие» поступил сигнал бедствия, используемый орденом Кровавых Воронов. Высадившиеся на поверхности планеты «Вороны» под командованием протагониста Dawn of War 2 — Командора — попадают в засаду, организованную войсками Имперской Гвардии, подчиняющимися аристократическому дому Вандий, к которому принадлежал бывший губернатор столицы подсектора — планеты Меридиан, за свои преступления лишённый власти и пустившийся в бега. Вырвавшись из ловушки, Командор и дредноут Давиан Тул отправляются на спасение библиария Ионы Ориона, на которого напали силы Эльдар, нашедшие на Аврелии свои древние руины. Получив сигнал бедствия от нового губернатора ДеРосы, космодесантники отправляются на Меридиан, чьи области грабят орки, подстрекаемые домом Вандий. Вскоре появляется новый, гораздо более опасный враг - Космические десантники Хаоса из Чёрного Легиона, подчиняющиеся Элифасу Наследнику, - тёмному апостолу из Легиона Несущих Слово, который считался убитым в битве за планету Кронус. Хаоситы пытаются захватить огромный производственный комплекс «Кузница Ангела», но терпят поражение. Отбросив врага, Вороны вместе с лояльными отрядами Имперской гвардии возвращаются на Аврелию для штурма обнаруженной базы еретиков. Преодолев артиллерийский огонь слуг Вандия и атаки культистов, десантники обнаруживают храм Хаоса и уничтожают призванных в этот мир демонов. Всё это время им противостоит чемпион Чёрного Легиона Арагаст Разоритель. После разрушения храма на планете возникают аномалии Варпа. Арагаст позволяет отряду Командора эвакуироваться, так как среди Кровавых Воронов есть предатель, а сама месть может подождать. На борту «Возмездия» десантники выясняют, что предатель передал хаоситам коды сигнала бедствия, с помощью которых Воронов заманили в засаду на планете Аврелия. Кровавые Вороны срочно возвращаются на Меридиан, чтобы помочь 85-му Вендоландскому полку Гвардии удержать Шпиль Легиса от атаки полчищ еретиков, ведомых Космодесантом Хаоса и его слугой Вандием. «Вороны» громят хаоситов в этом регионе и отправляются на планету Тифон Примарис, где уничтожают обнаруженную военную экспедицию Эльдар. После этого с планеты Кальдерис поступает сигнал бедствия о вторжении сил еретиков, устроивших охоту на скаутов Кровавых Воронов. Воронам удаётся спасти часть попавших в плен новичков и убить космодесантника-колдуна из Чёрного Легиона. Вскоре после этого прибывает контингент почётного караула Кровавых Воронов во главе с капитаном Аполлоном Диомедом, действующим от имени магистра и главного библиария ордена Азарии Кираса, который приказывает прекратить столкновения с силами Чёрного Легиона и вернуться на свои корабли до дальнейших указаний. Недовольные приказом, но верные руководству, Кровавые Вороны возвращаются на «Возмездие». Они перехватывают ещё несколько зашифрованных передач с корабля, но не могут полностью расшифровать их. В джунглях Тифон Примарис обнаруживается технодесантник Кровавых Воронов Марселлий, считавшийся погибшим вместе с остальным экипажем корабля Космодесанта, уничтоженного в прошлогоднем сражении с Флотом-Ульем, но сумевший в одиночку продержаться целый год на планете с крайне агрессивной флорой и фауной. Марселлий берётся за дешифровку подозрительных передач и сообщает, что вскоре ожидается появление в системе гигантского космического скитальца «Суд Воронов» - огромной глыбы из слипшихся остовов кораблей, погибших в Варпе, самопроизвольно совершающей прыжки сквозь Варп в пространстве подсектора Аврелия. Бортовой компьютер одного из кораблей скитальца способен снять маскировку с перехваченных записей. Кровавые Вороны высаживаются на прибывший скиталец. На нём кишат твари тиранид, а из-за сильного влияния пропитавшей корабль энергии Варпа десантникам приходится действовать как можно быстрее. На скитальце они обнаруживают останки Кровавых Воронов 5-й роты, чьё геносемя было извлечено, но не собрано и не отправлено на хранение апотекарием. Судя по именам погибших, они являлись членами почётного караула ордена. Обыскав корабль, Вороны получают доступ к запечатанному хранилищу, где обнаруживают корабельный компьютер и многочисленные трупы космодесантников. На одном из них находят послание апотекария Пятой роты Галана. Он сообщает, что был частью экспедиционной группы во главе с Азарией Кирасом, тогда лишь одним из библиариев ордена. На их корабль, затерявшийся в Варпе, проник демон Нургла Улькаир, одолеть которого десантники не смогли. Демон охотился за их геносеменем, которое апотекарий попытался скрыть. Галан волновался из-за того, что речи демона смогли поколебать дух десантников, которые ещё могли противостоять ему. Апотекарий отмечал, что Кирас, и без того истощённый морально и физически, тратит большую часть своей психической силы на борьбу с демоном и его слугами. Судя по последним сообщениям, Азария начал с безразличием относиться к гибели своих боевых товарищей и уже поддался влиянию Хаоса. Покинув «Суд Воронов» и позволив Марселлию работать над дешифровкой сообщений, Кровавые Вороны получают новый сигнал бедствия от губернатора ДеРоса. Еретики на Меридиане снова собрали силы и напали на губернаторский дворец. Командор отправляется на защиту объекта и отбивает несколько атак хаоситов. Арагаст Разоритель насмехается над Воронами и вызывает Воронов на дуэль на Аврелию. Кровавые Вороны, несмотря на приказы Диомеда, атакуют Аврелию. Когда они добираются до Арагаста, тот пытается сбежать, но Элифас предаёт его и оставляет с Воронами. Чемпион в конечном итоге проигрывает, а Элифас становится новым лидером Чёрного Легиона. Марселлий расшифровывает передачи предателя, и, хотя не может установить его личность, сообщает, что направлялись они апотекарию Галану, который жив и состоит в почётном карауле, прибывшем с капитаном Диомедом. Несмотря на угрозу, исходящую от сил Хаоса, капитан Диомед решительно приказывает членам ордена покинуть подсектор. Габриель Ангелос, не желая оставить на произвол судьбы миры, с которых Кровавые Вороны набирают пополнение, просит Командора и другие отряды пока не подчиниться приказу Аполлона. Ангелос отправляется на Калдерис, где пытается поговорить с Диомедом, но тот от имени Кираса объявляет Ангелоса и его людей изменниками и призывает остальным Воронам убить их. Зная, что Габриэль Ангелос не может быть предателем, Командор со своими людьми проникает на базу Диомеда на планете Калдерис, где выясняют, что апотекарий Галан и большая часть почётного караула ордена поражены Хаосом. Галан перед смертью благодарит боевых братьев за освобождение своей души из-под власти демонов и сообщает, что Хаос завладел большинством из них ещё на борту скитальца. Только капитан Диомед пока чист, но он ослеплён гордыней. Десантники Командора отправляются в командный центр почётного караула, где с помощью журналов надеются разоблачить предателя на «Возмездии». Но Диомед обнаруживает их и провозглашает еретиками. В ходе боя десантники разрушают командный центр, через который демоны контролировали своих слуг. Командор и Ангелос объясняют прозревшему Диомеду истинное положение вещей, и потрясённый Диомед позволяет десантникам уйти. Тем временем из журнала данных Галана выясняется, что Кирас впал в ересь задолго до той экспедиции. А демон Улькаир был заточён в тюрьму в недрах Аврелии, и именно его стремится освободить Элифас. На Аврелии Элифас говорит о том, в далёком прошлом магистр ордена Кровавых Воронов Мория был убит в бою с Улькаиром, и только Кирас смог одолеть демона и заключить его в эту тюрьму. Вскоре после этого планета попала в варп-шторм, погубивший её. Азария заключил сделку с Улькаиром, и оказался на борту «Суда Воронов», где встретил экспедицию Галана. Элифас приносит в жертву пленённого разведчика Кровавых Воронов и Чемпиона чумы, после чего выпускает Улькаира на свободу. Демон благодарит его за своё освобождение, и обещает большую власть и силу. Когда космодесант возвращается на Аврелию, они обнаруживают, что предатель покинул корабль и соединился с силами Хаоса на поверхности планеты. Перед смертью изменник сообщает о воскрешении Улькаира и ереси Кираса. Командор со своими людьми докладывает о случившемся Габриелю Ангелосу, и тот начинает массированную атаку на старую планетарную крепость Воронов, под которой покоился Улькаир. Элифас снова погибает в схватке с Воронами. Улькаир также побеждён и снова запечатан внутри планеты. Но демон заявляет, что тюрьма не сможет удерживать его вечно, и клянётся в конечном итоге вернуться, убить всех Воронов и получить их души. На боевой барже «Литания ярости» Габриэль объявляет о победе над Чёрным Легионом и Улькаиром и призывает готовиться к противостоянию с магистром-еретиком. Между тем, вновь воскрешённый силами Хаоса Элифас обещает лидеру Чёрного Легиона Абаддону уничтожить Кровавых Воронов.
Сюжет аддона Retribution:
Прошло десять лет после битвы Warhammer 40,000: Dawn of War II - Chaos Rising. В подсекторе Аврелия продолжаются ожесточённые бои между Имперскими силами и Тиранидами, Эльдарами, Орками и Хаосом. За это время орден Кровавых Воронов потерял всё своё былое могущество. На помощь им были высланы все свободные полки Кадианских ударных сил Имперской Гвардии, но вскоре гвардейцы стали добычей Альфа-легиона. Они обезумели и направили оружие на своих верных Императору однополчан и на самих Кровавых Воронов. Магистр Воронов Азария Кирас, впавший в ересь, объявил героев Аврелианского Крестового Похода предателями. Капитан 3-й Роты Габриэль Ангелос поклялся остановить еретика. Для этого он нашёл себе союзника — Аполлона Диомеда, который ранее возглавлял личную гвардию Кираса. В тёмных джунглях планеты Тифон появился Повелитель Улья — аватар Разума Улья. Он начал свой поход, желая восстановить связь с флотом Левиафан и поглотить непокорный подсектор. Элифас Наследник получил благословение Лорда Абаддона на уничтожение Азарии Кираса и всех Кровавых Воронов во имя Тёмных Богов. Он должен выполнить это задание или его душа достанется Абаддону. Азария Кирас провозгласил подсектор Аурелия утерянным и запросил у Ордо Маллеус Экстерминатус всех планет. Для того, чтобы предотвратить гибель миллиардов невиновных Габриэль Ангелос попросил свою старую знакомую из Ордо Еретикус — Леди-Инквизитора Адрастию провести расследование и подтвердить, что Кирас предал Императора и тем самым отменить его приказ на уничтожение подсектора. Узнав о том, что планеты подсектора могут быть уничтожены, Эльдар с Искусственных Миров Биэль-Тан и Алайток решили всеми силами удерживать в Варпе прибывающий Чёрный Флот Инквизиторов и в это время спасти камни душ с разрушенного мира-корабля, который покоится под поверхностью Тифона. Орки «Корсары» под руководством Капитана Бладфлага решили ограбить полуразрушенную столицу подсектора — Меридиан, но потерпели крушение на планете Тифон. Концовки: После смерти Кираса, конец игры будет зависеть от выбранной игроком расы: Космодесант Хаоса: Инквизитор Адрастия докладывает Инквизиции, что весь подсектор был уничтожен, однако возникла новая угроза - Элифас Наследник стал Демон-Принцем. Эльдар: Рейнджер Ронан получает камень души его сестры, Видящей Тальдиры. Аутарх Кайлет спрашивает его, что он намерен делать дальше, на что Ронан говорит о планах вернуть камень души Тальдиры назад в искусственный мир Ультве. Имперская Гвардия: Инквизитор Адрастия возвращается в Инквизицию с психическим капюшоном Кираса, в качестве доказательства, что угроза спала и можно прекратить Экстерминатус подсектора Аврелия. В то же время Лорд-Генерал Кастор и сержант Меррик хвалят друг друга за действия в этой войне и признают, что ошибались в первоначальной оценке друг друга в худшую сторону. Орки: Капитан Бладфлаг настигает инквизитора Адрастию, отбрасывает её ударом, забирает её шляпу, которую хотел получить по их договору, и покидает подсектор со своей бандой на "Суде Воронов". Космический десант: Капитан Диомед связывается с инквизитором Адрастией, чтобы прекратить Экстерминатус, поскольку Кирас умер и сектору больше не угрожает развращение Хаоса, после чего находит изувеченное тело Габриэля. Некоторое время спустя Диомед передает бразды правления орденом Габриэлю Ангелосу, чьё тело было восстановленно с помощью аугметики. Тираниды: Весь подсектор был поглощен, а большая часть сил Имперской Гвардии и весь орден Кровавых Воронов были уничтожены.