..::STALKER.BY::..
http://stalker.by/forum/

1985, 10 августа - взрыв на субмарине К-431
http://stalker.by/forum/viewtopic.php?f=495&t=6440
Страница 1 из 1

Автор:  Han Viachko [ 26 июл 2015, 03:23 ]
Заголовок сообщения:  1985, 10 августа - взрыв на субмарине К-431

Место действия: судоремонтный завод №30, бухта Чажма, посёлок Шкотово-22 (километров 50 от Владивостока).
По Международной шкале ядерных событий INES это происшествие оценивают в 5 балов из 7 возможных (по тяжести последствий)Произошло это событие в далёком 1985 году, но по всей видимости на это происшествие был наложен гриф секретно. Ниже приведена подборка фактов и историй тех злосчастных дней которые стали достоянием общественности.

Изображение
К-431

Весной 1985-го к пирсу №3 для перезарядки реакторов ядерным топливом встала атомная подводная лодка «К-431» (проекта 675 – не слишком новая субмарина, вступившая в строй в 1964 году, ничего особенного, боезапас 20 торпед, 6 крылатых ракет, + 2 реактора силовой установки). Эта операция, многократно отработанная, и по нормативам на неё отводится 45 суток. Но на этот раз она изрядно затянулась: по плану работы должны были закончиться еще в конце мая, однако из-за различных накладок не управлялись и к середине августа.
Реактор правого борта был перезаряжен нормально.
В начале августа топливные элементы благополучно заменили и на реакторе №2 (левый). С утра 10 августа проводились гидравлические испытания на оборудовании реактора (сроки давно вышли, поэтому работали в субботу), и выяснилось, что крышка реактора не закрыта до конца и не удалось добиться полной герметичности реакторного отсека (предположительно из-за обломка сварочного электрода, попавшего в уплотнительное кольцо).
Позже перегрузочная команда попыталась приподнять крышку, чтобы удалить посторонний предмет.

Все были уверены, что рисковая операция пройдет без проблем. Крышку застопорили и аккуратно приподняли краном плавмастерской №113, стоявшей у борта субмарины. Никто из офицеров не подумал, что вместе с ней вверх пошла компенсирующая решетка и графитовые стержни-поглотители, не дававшие запуститься цепной реакции. Крышку нужно было поднять вертикально в верх, но в место специальной траверсы её просто зацепили краном в 4-х местах. При подъёме крышку немного перекосило, и она слегка заклинила в корпусе подводной лодки. В этот момент кран продолжал «подъём» заклинившей крышки реактора, хотя на деле он только натягивал трос. Как раз в тот момент по бухте неожиданно пронесся катер-торпедолов, разогнавший волну. Плавмастерскаяс краном качнулись, трос натянулся ещё сильнее, и крышка реактора резко пошла в верх, а с ней компенсирующая решетка частично выдернулась из реактора. Нижняя часть реактора оказалась без всяких средств компенсации реактивности, этого хватило чтобы запустить самоподдерживающуюся реакцию деления. В считанные секунды (если не быстрее) из-за нарастающей неконтролируемой реакции деления ТВЭЛ-ы нагрелись до огромных температур, теплоноситель первого контура просто вскипел внутри трубопроводов и превратился в пар. Грянул взрыв…



Взрыв произошёл приблизительно в 11:50-11:55. Вскипевший теплоноситель образовал в реакторе и 1-м контуре давление гораздо выше предельно допустимых (тут новая загадка, согласно официального заявления взрыва было 2, хотя возможно интервал между ними был такой короткий, что очевидцы этого не заметили) и всё это за 0.7 секунды (по заключениям госкомиссии).
Мгновенно погибли 10 (по другим сообщениям — 11) офицеров и матросов, осуществлявших операцию на плавбазе и на подводной лодке. Тела погибших были разорваны взрывом. Позже, при поисках в гавани, были найдены фрагменты останков.
Ударной волной кран отбросило почти на середину бухты (хотя некоторые свидетели говорили лишь о десятке метров). Крышка реактора взлетела примерно на 20 метров, а потом всеми своими двенадцатью тоннами рухнула в море (её нашли примерно в сотне метров от лодки, на дне). Ядерное топливо и «вылетевшие» части реактора разбросало по плавмастерской, по стоявшим рядом субмарине К-42, по дозиметрическому судну и просто по акватории бухты.
В центре взрыва уровень радиации, впоследствии определили по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, он составлял 90 000 рентген в час.

На подводной лодке 6-й отсек (реакторный) был сильно повреждён, из-за раскалённых элементов активной зоны разрушенного реактора возник пожар, сопровождающийся мощными выбросами радиоактивной пыли и пара. Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки.
Кроме того, в прочном корпусе лодки образовалась трещина, в результате чего реакторный отсек стал заполняться забортной водой (тут снова расхождение, некоторые источники пишут про то что подброшенная крышка реактора ударилась о корпус К-431).
В 11:55 на пл объявлена аварийная тревога, начато выполнение первичных мероприятий по борьбе за живучесть лодки. В результате взрыва произошло полное обесточение субмарины (в т.ч. громкоговорящая связь, освещение, а давление в кормовых группах ВВД упало до нуля). В момент взрыва резко увеличилась осадка К-431, поэтому из центрального поста было осуществлено продувание Цистерн главного балласта. Объявлен сигнал «Радиационная опасность», 5-й, 6-й и 7-й отсеки объявлены зоной строгого режима. В отсеках создалась опасная радиационная обстановка: на кормовой переборке 5-го отсека – 80 Р/ч, в 4-м отсеке – 6 Р/ч, на носовой переборке 7-го отсека – 3 Р/ч. Для тушения пожара в 6-й отсек, а затем и в 7-й отсек был дан хладон со станции пожаротушения 10-го отсека, а с прибытием аварийных партий завода и с соседних пл, а также подхода противопожарного катера, пожар тушился подачей воды в 6-й отсек через съемный лист.
С наружи тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники.
Изображение

К 12:30 в носовых отсеках пл было восстановлено освещение от щита ГРЩ-1. Борьбу за живучесть подводной лодки возглавил начальник электромеханической службы.
В 13:00 мин из-за ухудшения радиационной обстановки личный состав был выведен из отсеков. В носовых отсеках оставлено по одному вахтенному, в 4-м отсеке оставлено пять человек во главе с временно исполняющим обязанности командира К-431, организован периодический осмотр кормовых отсеков разведчиками.
Примерно в 14:00 (через 2 часа после взрыва) из бухты Стрелок подошло спасательное судно «Машук» и отбуксировало отброшенную взрывом плавбазу ПМ-133 к о-ву Путятин для проведения дезактивации.
В 14:20 мин по докладу разведчиков обнаружена большая задымленность и поступление воды в 5-й и 7-й отсеки через выгоревшие сальники переборок 6-го отсека.

Тушение пожара в повреждённом отсеке заняло около двух с половиной часов, примерно в 15:30 пожар смогли ликвидировать путем затопления отсека забортной водой.
Специалисты аварийной флотской команды прибыли на место ЧП через три часа после взрыва.
Но тут была замечена проблема другого рода, из-за воды в отсеках, лодка накренилась на корму.
В 16:00 дифферент вырос до 3-х градусов на корму, были продуты цистерны главного балласта № 7,8,9,10. Запас плавучести лодки оценили в 400 т, что означало наличие почти 300 тонн морской воды на в отсеках. Руководство борьбой за живучесть принял прибывший к месту аварии первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом СССР.
В 20:30 в связи с угрозой потери остойчивости и плавучести, пл с помощью буксиров была посажена носовой оконечностью на отмель, 6-й отсек затоплен по ватерлинию, 5-й, 7-й и 8-й отсеки затоплены частично.
Чуть позже, с помощью вновь подошедшего спасательного судна «Машук», через люки 4-го и 9-го отсеков, начали откачку воды. Подан воздух на продувание ЦГБ от водолаза. Лодка дополнительно стала поддерживаться на плаву с помощью плавучих кранов грузоподъемностью в 500-тонн и 2000-тонн за два носовых и одно кормовое штоковое устройство (ШУ-200).

На месте аварии же был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен. Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, ввиду чего население получило дозу радиационного облучения.
В результате несогласованных действий сторон ликвидаторы аварии пробыли на заражённой территории до двух часов ночи в ожидании нового комплекта одежды на смену заражённой.

Устным приказом начальника в военно-морском госпитале в п. Тихоокеанский было объявлено о введении режима военного времени. Госпиталь принимал пострадавших от облучения, привезенных с места аварии без какой-либо предварительной обработки.

К 18:00 11 августа, по окончании осушки отсеков и продувании ЦГБ, пл подвсплыла с незначительным дифферентом на корму, имея запас плавучести 690 тонн. При проведении спасательных работ произведены: откачка воды из 5-го, 7-го и 8-го отсеков, подан воздух высокого давления для продувания ЦГБ и электроэнергия на водоотливные средства.

Оценка последствий
В результате аварии сильному радиоактивному загрязнению подверглось около 30% территории завода, стоящие возле объекта корабли и пирсовая зона. Наиболее сильно пострадали плавбаза ПТБ-16 (открытое наименование «ПМ-133») и «К-42» (атомная подводная лодка проекта 627а стоявшая на соседнем пирсе). После тщательной радиохимической разведки выяснилось, что, кроме соседних с аварийной субмариной плавединиц, больше в бухте Чажма и в заливе Стрелок кораблей не пострадало. Максимальные уровни гамма-излучения на территории завода составили 200-500 мР/ч, бета-загрязнение – от 50 до 500 000 расп/мин.см.кв.

Сформировался очаг радиоактивного загрязнения дна акватории бухты Чажма. Область интенсивного радиоактивного загрязнения была сосредоточена в районе аварии и в пределах МЭД > 240 мкР/ч занимает площадь около 100 000 м². В центральной части очага МЭД составляет 20—40 мР/ч (максимум 117 мР/ч по состоянию на 1992 год). Под действием течений радиоактивное загрязнение постепенно перемещалось по направлению к выходу из бухты Чажма. Радиоактивность донных отложений обусловлена в основном кобальтом-60 (вклад в загрязнение 96—99 %, период полураспада кобальта-60 примерно равен 5,27 года) и частично цезием-137.

Жилая зона пос. Шкотово-22 прямому радиоактивному заражению не подверглась.
Радиоактивное облако, образовавшееся после взрыва, пройдя по территории судоремонтного завода, сформировало след радиоактивного заражения шириною 600-1500 метров и длиной 6-8 км (выпадение аэрозольных частиц происходило на поверхность акватории до 30 км от места выброса) легло в лесу между Дунаем и Тихоокеанским направлении Уссурийского залива.
Известно, что всего в результате аварии пострадали минимум 290 человек (точное число конечно будет побольше, но информация засекречена, почему поболей, да по тому что в обвинительном заключении военного трибунала Тихоокеанского флота за июль 1986 года упомянуты были всего лишь 86 человек, это уже потом одумались и указали 290, в некоторых источниках называется цифра 950 человек). Из них десять погибли в момент аварии, у десяти зафиксирована острая лучевая болезнь, у тридцати девяти — лучевая реакция. Так как предприятие является режимным, в основном пострадали военнослужащие, которые одними из первых приступили к ликвидации последствий катастрофы.24 июля 1994 года приказом № 277 командующего тихоокеанского флота РФ был утвержден список из числа военнослужащих и гражданского персонала, непосредственно участвовавших, как в ликвидации последствий аварии в 1985 году, так и в работах по сбору и захоронению радиоактивных веществ, в количестве 2209 человек.
Останки погибших, которые нашли в разных местах бухты, кремировали и захоронили на территории воинской части в бухте Сысоева. По останкам удалось опознать только кап. 2-го ранга Виктора Целуйко и кап. 3-го ранга Анатолия Дедушкина. Пепел равномерно распределили по десяти нержавеющим капсулам и опустили глубоко в шурфы.
Работы по нормализации обстановки проводились в несколько этапов. Наиболее опасный этап был связан с удалением аварийной подводной лодки с территории 30 ремонтного завода и вывозом зараженных конструкционных материалов, который длился с 10 августа по 6 сентября. С 6 сентября 1985 года по 28 апреля 1986 года проводились работы по срезу и вывозу зараженного грунта. В процессе мероприятий по нормализации обстановки и вследствие радиоактивного распада к началу 1986 года уровни излучения снизились до допустимых норм и не превышали 240 мкР/час по гамма-излучению, и 50 расп/мин.см.кв. по бета-загрязненности (нормы правда явно завысили).
О масштабе катастрофы говорит и тот факт, что через 10 лет после этого ядерного взрыва постановлением Правительства РФ за № 1030 от 23.10.1995 было выделено 36 миллиардов 100 миллионов рублей для ликвидации его последствий.

Однако эта ядерная авария не зарегистрирована на правительственном уровне, а проходит регистрацию только в Минобороне. Вся информация засекречена как военная и государственная тайна. Видимо, так дешевле для бюджета РФ.

Корпус лодки К-431 дал течь, и она была отбуксирована с помощью понтонов на долговременное хранение в бухту Павловского. Вместе с ней была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, которая была отбуксирована на ту же стоянку.
Изображение
К-431 на хранении в бухте Павловского. Ноябрь 1996 года. Рядом подводная лодка К-314

Оставшегося в живых руководителя работ кап. 3 ранга Ткаченко В.Б. военный суд Тихоокеанского флота 15 июля 1986 года приговорил к лишению свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 1 год.
У всех, кто мог что-то рассказать о взрыве и ликвидации его последствий, взяли подписку о неразглашении сроком до 15 лет и больше.
Четверть века Министерство Обороны СССР и Министерство Обороны РФ скрывают масштабы ядерной аварии в бухте Чажма.

Из воспоминаний очевидцев:



Дальнейшая судьба К-431


Источники:
http://rio-panorama.ru/content/view/2237/69/
http://www.arsvest.ru/archive/issue908/politica/view19004.html
http://www.submarines.narod.ru/Avarii/6_675_31_1985_08_10.html
http://universe-tss.su/main/chel/77-k-431-radiacionnaya-avariya-v-chazhme.html
http://grand-fleet.livejournal.com/404298.html?thread=2175050

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/