* Sb    * Магазин Текущее время: 25 июн 2022, 08:31

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
{ VISITS } Просмотры: 2614  Добавили в закладки Добавили в закладки: 0  Подписчиков Подписчиков: 1 
Подписчиков: Han Viachko
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: К-320 - швабра, тряпка, 60 000 рентген
СообщениеДобавлено: 16 янв 2016, 13:27 
Не в сети
Лидер группировки
Лидер группировки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 20:21
В кошельке:
1,005.00

Сообщения: 335

Откуда: Гомель
1970, К-320 - швабра, тряпка, 60 000 рентген

Продолжим тему изобретений. Как испытывать «изобретения» типа бомб мы уже знаем (читай тему «Ядерный полигон Беларусь»). Но всё же при бомбометании что испытывают то что бомбометают (авиабомба, гаубичный снаряд и т.п.) или то чем бомбометают (гаубица, самолёт-носитель, ракета-носитель).Наверное всё же первое…но бомба сама не прилетит, а снаряд сам не припрыгает... Вот и строят во благо человечества армии много очень интересной военной техники.

В Нижнем Новгороде (что в России, правда Нижний Новгород тогда назывался Горьким) во времена СССР (да и сейчас в принципе тоже) есть один любопытнейший завод по постройке судоходной техники. В СССР-ии 1970-х годов на нём выпускали сухогрузы, баржи и т.д….неофициально были ещё правда подводные ракетные крейсера в т.ч. и с атомной тягой, но это тогда понятно что было строжайшим секретом.
Доходило до курьёзных рассказов приезжих:


Лирическое отступление
Подводный флот СССР в 1960-70-х годах капитально отставал от подводного флота США. У СССР имелось 8 АПЛ способных нести по 3 ракеты. А у США, у них было 41 атомная субмарина типа «Джордж Вашингтон», несущая по 16 ракет каждая.
Навёрстывали «отрыв» как могли. Разработку относительно простой и недорогой лодки нового поколения поручили горьковскому специальному конструкторскому бюро «Лазурит» при заводе «Красное Сормово». Лодка получила условное наименование «Скат», проект 670.Конечно КБ проектировал дизельные лодки, но выбирать особо не приходилось.
Изображение
АПЛ проекта 670

Первую атомарину заложили в мае 1964 года. Лодка в итоге получилась компактной - всего 95 метров в длину. Корпус имел резиновое покрытие - это снижало шумность. Восемь крылатых ракет могли стартовать с глубины 30 метров.
В 1967 году первая АПЛ проекта 670 успешно прошла ходовые испытания и вступила в строй под номером К-43.
Проект признали успешным, и началось строительство других АПЛ проекта 670. 30 апреля 1968 года была заложена уже 7-я по счёту АПЛ этого проекта, она должна была получить бортовой номер К-320, а базу приписки в Западной Лице (Северный флот, Баренцево море).

Так или иначе, но в Воскресенье 18 января 1970 года в огромном ангаре механосборочного цехагде на стапелях проводились испытания на АПЛ К-320. По соседству – почти готовая АПЛ К-308, за кирпичной перегородкой разделявшей цех строится ещё одна АПЛ.
Год был знаковый, как никак 100 лет со дня рождения В.И.Ленина, со всеми вытекающими в духе «досрочно сделаем 5-летний план ко дню рождения великого В.И.Ленина», и прочее, прочее, прочее.

Изображение


Испытания
Проводились плановые гидравлические испытания первого контура силовой установки. Ничего сложного, отработанная процедура (было ж 6 лодок сходных К-320).
Если по простому, с помощью воды под давлением проверяли прочность первого контура (т.к. в процессе работы могут возникать перегрузки, то естественно и испытывали повышенным давлением).
Группа монтажников отправилась на борт К-320. Следовало поднять давление в 1-м контуре, в котором собственно и сидит реактор, до 250 атмосфер. Каждый шаг был отработан до автоматизма, каждая буква инструкции выучена наизусть.
Сложно сказать, что именно пошло не так, но по какой то причине, произошёл несанкционированный пуск реактора (типа ВМ) подлодки.

Взрыв
Реактор мгновенно начал вырабатывать огромное количества тепла, вода в контуре начала закипать.
Цитата:
Котел раздулся, как пузырь, но, выбросив избыточное давление, к счастью, не взорвался.

Корпус реактора (или что то что очевидцы называли котёл) оказался на удивление прочным, и выдержал немыслимую нагрузку, на его счастье (корпуса) сработал аварийный клапан, который начал выпускать избыточный радиоактивный пар из первого контура. В цехе все услышали громкий хлопок. Пара было так много, что крышку реакторного отсека вырвало с креплений, и она улетела вверх, к крыше цеха (она разбила цеховой светильник на высоте примерно 60 метров, но крышу не пробила.Конечно другие источники утверждают, что крыша была частично стеклянная, и крышка таки улетела).
Проработав около 15 секунд на запредельной для себя мощности, реактор частично разрушился
Цитата:
"... в тот день в цехе находились две подводные лодки: К-308, которая готовилась к спуску, и наша К-320, на которой должны были производиться испытания первого контура реактора. Мы все гордились своей субмариной. Она была седьмой по счету атомной подлодкой, создаваемой на “"Красном Сормове"”, и первой в мире с подводным стартом ракет.
Все шло в штатном режиме. Но случилось непредвиденное. Как выяснилось впоследствии, из-за халатности персонала и конструкторско-технологических недоработок произошел несанкционированный запуск реактора. Он буквально мгновенно заработал на полную мощность. Не выдержали заглушки первого контура. Вырвало тяжеленную крышку люка подлодки».


Непосредственно в помещении цеха в этот момент находилось 156 рабочих (называют конечно цифры 150-200 человек) (вместе с соседними, отделённымикирпичной перегородкой — до 1500 человек). Мощный радиоактивный фонтан воды и пара окатил все и всех вокруг. Двенадцать монтажников погибли сразу (очевидцы сей факт признают не все, да и официальные источники такого не приводят, но факт запечатлён в Википедии), остальные попали под радиоактивный выброс. Уровень излучения в цехе достигал 60 тысяч рентген, в цех вырвалось порядком 75 тысяч кюри радиоактивных веществ.
Но тем не менее рабочие доработали смену. Умылись, как обычно, и разошлись по своим домам.
Изображение
Цеха в Красном Сормове (конечно в 1970 он был более обшарпанным)

Из воспоминаний очевидца:

Цитата:
Это сегодня, после горького опыта Чернобыля, мы с уважением и опаской относимся к радиации. А тогда...
Тогда, успокоившись и умывшись холодной водой, все разошлись по домам. Лишь спустя сутки у людей стали собирать и сжигать находившуюся на них в тот день одежду и обувь... О серьезной радиоактивной аварии на “"Красном Сормове"” тут же сообщили зарубежные радиостанции. В Горьком о произошедшем не узнал никто. Так, прошел слушок, что нескольких рабочих-судостроителей обожгло паром из котла сухогруза.


В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в больницу в Москву, трое из них скончались через неделю с диагнозом «острая лучевая болезнь». Только на следующий день рабочих начали отмывать специальными растворами, их одежду и обувь — собирать и сжигать. Со всех без исключения взяли подписку о неразглашении на 25 лет.
В тот же день 450 человек, узнав о произошедшем, уволились с завода (опять таки по слухам).
По другую сторону «железного занавеса» у ученых и метеорологов не составило труда найти ответ на вопрос откуда в воздух попала радиоактивная пыль, и подозрения быстро пали на город Горький с его «наилюбопытнейшими объектами инфраструктуры». Стало понятно, что где-то там произошла ядерная авария (ну или кто то зачем-то испытал ядерный заряд рядом с городом с миллионным населением, что маловероятно).

Причины
Стали разбираться в причинах аварии. Осмотрели раздувшийся, как самовар, реактор. Решение пришло само: человеческий фактор. На реакторе вместо штатных металлических заглушек от пыли и грязи (их специально окрашивают в красный цвет) – пластиковые времянки.
Под давлением они вылетели, и гидравлическая жидкость попала в реактор, то–ли запустив, то–ли усилив реакцию (никто естественно этого не разъяснил).
По факту аварии возбудили уголовное дело. Быстренько назначили виновных: начальника реакторного цеха, начальника отдела автоматики, еще нескольких специалистов. Через малое время все они вернулись на работу. Дело прекратили, официально объявив об ошибках на стадии проектирования.


Ликвидация

Из Москвы прилетел академик Александров, отец реактора, курировавший строительство лодок. Просил рабочих помочь ликвидировать последствия аварии - говоря простым языком, провести дезактивацию в цехе и на лодках. ВМФ (собственно те кому предназначалась К-320) наотрез отказался предоставить людей для ликвидации последствий, пришлось справляться своими силами (весьма любопытный факт, экипаж лодки бул уже сформирован, и они прошли спец. обучение в том числе и методам дезактивации своей будущей лодки. Но объяснили всё банально: пока лодка не спущена на воду, все проблемы за Министерством судостроения и заводом).

Цитата:
«Сутки после произошедшего, нас не пускали в цех. Там работали дозиметристы. А 20 января пригласили на совещание. На нем присутствовали академик Александров, наш министр Бутома, директор завода Юрьев. Вел заседание академик Александров, творец этого реактора. Держал себя он просто, говорил откровенно: “Ребята, случилась беда. Но вы же судостроители! Надо помочь быстро провести дезактивацию. Мы должны с вами во что бы то ни стало вовремя сдать эту подлодку. Ведь год-то особенный...”
Потому-то и вынужден был уважаемый светила (Александров) обращаться с просьбой к простым судостроителям, малярам, крановщикам, судовым уборщикам. Правда, он накануне сам лично вместе с Бутомой и Юрьевым побывал на месте “хлопка”. Потом дозиметристы рассказывали, что снятая с них одежда “зашкаливала”...


Юридически АПЛ принадлежала заводу-строителю и министерству судостроительной промышленности - ведомству гражданскому. Поэтому только через месяц после аварии вышел приказ руководителя заводской военной приемки № 38 от 18 февраля, согласно которому заводские военпреды ВП 175 МО вышли на дезактивацию стапельных лесов аварийной АПЛ.
И работники завода начали производить дезактивацию цеха и двух АПЛ: аварийной К-320 и стоявшей рядом на стапеле К-308. За три месяца - со дня аварии до 28 апреля, усилиями примерно 1 000 человек - был заменен неремонтопригодный реактор, уровень радиоактивности снижен до нормы. И всё это имея из инструментов только ведро, швабру и тряпку, а из защиты — марлевую повязку и резиновые перчатки, из дополнительного – спирт перед работой да усиленное питание.

Из воспоминаний непосредственных участников «дезактивации»:
Цитата:
Три месяца мыли, замеряли уровень радиации и снова мыли. Трудились в едином порыве, в атмосфере взаимодоверия и понимания. Ну а радиоактивный смыв сливали в Волгу


Цитата:
Механизмы (для ликвидации) такие: ведро, швабра и тряпка, — ухмыляется Зайцев, — ими и мыли борта подлодки, стапели, полы и стены цеха. А дозиметристы потом за нами проверяли. Если не фонит, хорошо, а затрещит — перемывай заново.


28 апреля 1970 года дозиметристы в очередной раз обошли цех и обнаружили, что участков, где допустимый уровень радиации был бы превышен, не осталось. Авария фактически была ликвидирована.
За героическую работу по дезактивации АПЛ, завод “"Красное Сормово"” был награжден орденом Октябрьской Революции, а его директор, Михаил Юрьев, стал Героем Социалистического Труда. Из рядовых рабочих за участие в ликвидации аварии правда никто правительственных наград не получил (50 рублей на человека в смену и всё).
Потом ещё аж до 1 сентября 1971 года проводилось сжигание радиоактивных деталей и отправка их в ядерные хранилища.
Но АПЛ K-320 была сдана в срок, принята Государственной комиссией и под Военно-морским флагом СССР достойно отслужила на Северном и Тихоокеанском флотах.

Последствия
Смертоносного влияния радиации люди еще не ощущали. Лучевая болезнь начнет уносить жизни несколько позже. Но подписку о неразглашении сроком на 25 лет взяли у всех без исключения.
Например из первой группы зачистки (18 человек) выжило только трое. Очень сильно сказалось то, что людям выдали марлевые повязки, но не рассказали (или рассказали, но не доходчиво), чем чревато снимать их, поэтому некоторые от волнения начинали курить, естественно снимая повязки.

Ликвидаторы долгое время вообще не могли претендовать на какие-либо льготы. Ведь официально завод "Красное Сормово" не производил подводных лодок — какая же тут авария?
В 1993 году ликвидаторы получили статус ветеранов подразделения особого риска, с соответствующим набором льгот и компенсаций. Ряд из них награждены «Орденом мужества».
К январю 2005 года из более тысячи участников «ликвидации» в живых оставалось 380 человек, к 2012 году — менее трёхсот. Все — инвалиды I и II групп. За участие в ликвидации аварии никто из непосредственных ликвидаторов правительственных наград не получил. Участникам ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово" вроде как в итоге были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% платы за коммунальные услуги, а также за наём, содержание и ремонт жилого помещения, ежемесячная выплата в размере (330 рублей в месяц до 1 января 2010 года, 750 рублей — с 1 января 2010 года) и ... бесплатное захоронение.

Дальнейшая судьба К-320
Через год, после дезактивации и замены реактора, лодку таки включили в состав Северного флота. Но словно кто-то сглазил несчастную К-320 - беды продолжали ее преследовать:

- январь 1972 года - из-за ошибок двух командиров при маневрировании в Мотовском заливе Баренцева моря К-320 столкнулась с К-131.
- 1973 год - образовался свищ в трубе, произошло частичное затопление реактора.
- 1984 год - в районе Марианских островов лодка внезапно «провалилась» на глубину (без видимых на то причин, АПЛ просто начала погружатся). Падение удалось остановить лишь на глубине 400 метров (это на 100 метров ниже предельной глубины погружения), а глубина в тех местах до 11 000 метров.

5 июля 1994 года на АПЛ К-320 был спущен военно-морской флаг, и лодка исключена из состава ВМФ.
В 2006 лодка была утилизирована на ФГУП "Северо–Восточный Ремонтный Центр" в г.Вилючинск.

Прочие факты:
• Никто тогда не задумался и вот о чем: громадный сборочный цех был разделен тонкой перегородкой (слоем в кирпич) на две секции. В одной стояли на стапелях уже упомянутые две подлодки. Их после ядерного “хлопка” и окружающую территорию цеха начали дезактивировать. В другой же части цеха за перегородкой собиралась третья подводная лодка 671-го проекта, ракетно-торпедная. Тут постоянно работало до полутора тысяч человек. Их труд не прекращался ни на день. Как-то само собой считалось, что тонкая кирпичная перегородка защитила судостроителей от проникновения радиации. А ведь все случилось под одной крышей. И обе половины цеха соединяли огромные ворота, общими были вентиляция и водоснабжение...
• Примерно 20 лет назад было организованно объединение "Январь–70", основной целью которого является объединение участников ликвидации аварии 1970 года.

Источники:
http://inbio.livejournal.com/84156.html
Статья на Википедии
http://kr-znamya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6571:2012-12-03-13-38-29&catid=58:legends&Itemid=89
https://story.dirty.ru/k-320-566119


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
[ Time : 0.184s | 27 Queries | GZIP : On ]

PlayStation style by HighDefGeek