* Sb    * Магазин Текущее время: 07 дек 2022, 16:20

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
{ VISITS } Просмотры: 740  Добавили в закладки Добавили в закладки: 0  Подписчиков Подписчиков: 1 
Подписчиков: Han Viachko
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Форт Стикин-1944 (тротил и хлопок)
СообщениеДобавлено: 26 окт 2020, 22:22 
Не в сети
Лидер группировки
Лидер группировки
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 20:21
В кошельке:
1,020.00

Сообщения: 341

Откуда: Гомель
Изображение

Навеено недавними событиями в Бейруте. Один склад разнёс весь порт. Просматриая фото с места событий невольно кажется, что тут над землёй рванул тактический атомный заряд. Ан нет...пожар на складе.
А может ли такое случится от одного не военного корабля? К несчастью были случаи...
Изображение

Пароход «Форт Стикин»
№17 в списке самых тяжёлых техногенных происшествий 20-го века.
«Форт Стикин» (англ. Fort Stikine, иногда можно встретить название как "Форт Стайкин") — одновинтовой пароход, работавший на угле, имел валовую вместимость 7142 регистровые тонны и чистую 4261 тонны, длину 132,3 метра, ширину 17,1 метра, силовая установка в 500 узлов разгоняла корабль до максимальной скорости в 11 узлов. Пароход соответствовал классу 100 А1 Регистра Ллойда (понятия не имею что это значит…ну так…примерно).
Построен был в 1942 году в Принс-Руперт, Британская Колумбия, в рамках соглашения о ленд-лиза, и был назван в честь Форта Стикин, бывшего торгового форпоста, расположенного на Аляске.
В первый рейс корабль вышел в мае 1942 года. А так как время было военное то на судне были установлены два 12-фунтовых орудия и несколько пулеметов системы «Эрликон» для защиты от немецких сумбарин и самолетов.
Изображение

24 февраля 1944 г. «Форт Стайкин», имея на борту военный груз, покинул английский порт Биркенхед, вышел в Атлантику, благополучно избежал встреч с немецкими подводными лодками, обогнул Африку и 30 марта прибыл в пакистанский порт Карачи. Здесь с парохода выгрузили несколько самолетов, которые перевозили на палубе разобранными, и кое-какое вооружение с боеприпасами.
Изображение

12 апреля 1944 года, прибыв в конечный пункт путешествия из Беркенхеда в индийский город Бомбей, где пароход встал на разгрузку у пирса № 1 дока Виктория местного порта.
Изображение
Трущобы Мумбаи в наши дни. С 1940-х мало чего изменилось

Изображение

Т.к. корабль по пути вроде как дозагружали/разгружали, в Бомбее на борту находились:
• груз взрывчатых веществ общей массой более 1100 тонн. В частности: бомбы, детонаторы, снаряды, фальшфейеры, торпеды, мины, просто взрывчатка (в т.ч. 238 тонн весьма чувствительной;
• несколько истребителей Супермарин-Спитфаер (ну или их всёж выгрузили в Пакистане…никак не пойму);
• 1233 тонны хлопка-сырца в 8737 кипах,
• 900 мешков серы массой 325 тонн,
• три тонны металлолома (42 динамо-машины, старые радиоприёмники),
• 37 000 брёвен,
• 10 958 бочонков со смазочным маслом,
• стальной ящик размерами 1,5×1,2×1,2 метра с ящиками со 124 слитками золота размерами 38×8×4 сантиметра по 12,7 кг каждый, общей стоимостью около 1 миллиона фунтов стерлингов
• а также рыбные удобрения, сушёная рыба, сухофрукты (127 мешков), зерно, рис, семена, чрезвычайно огнеопасный самолётный лак.
Изображение

Короче «Форт Стикин» был загружен с нарушением техники безопасности. Капитан Александр Джеймс Найсмит попытался выразить протест, но время было военное. По правилам, каждое судно должно было быть загружено по максимуму. И конечно, техника безопасности приносилась в жертву объёмам перевозок.
Как сказал капитан про груз:
Цитата:
just about everything that will either burn or blow up

почти всё что может сгореть либо взорваться.
Время было тогда нелёгкое даже в Индии. Японские войска в феврале уже пытались прорваться у границы Индии и Бирмы, и теперь проверяли на прочность другие участки границы.

Катастрофа
Через сутки после пришвартовки корабля началась разгрузка. На борту был груз «особой срочности» (так тогда говорили про хлопок и взрывчатку), который надо было разгружать немедленно. Но к взрывчатке приступили лишь к полудню, хлопок же не трогали вообще. Кроме того, половина докеров (грузчиков в порту так называют) занималась другими грузами, например, рыбными удобрениями и металлоломом.
Через сутки весь металлолом был выгружен, кроме одного куска весом в три тонны, для которого требовался кран. Кусок лежал на штабелях досок, а под ними были кипы хлопка. Хлопок, пожароопасный сам по себе, имеет ещё одно коварное свойство: при увлажнении он выделяет водород, и всё это сопровождается повышением температуры (капитан поэтому собственно против того что бы тащить хлопок со взрывчаткой на одном корабле).
Изображение

14 апреля в 12:30 один из матросов с соседнего парохода «Иран» заметил струйку дыма из трюма № 2 «Форт Стикина». В это же время дым увидели моряки с других судов. Через час дым заметил и помощник инспектора бомбейской пожарной команды Критчел. Однако они не стали никому сигнализировать, рассудив, что на «Форт Стикине» работают люди, и если они не поднимают тревогу, значит, всё в порядке.
На самом «Форт Стикине» долгое время ничего не замечали. Наконец, один из грузчиков увидел дым и доложил офицерам. Команда принялась тушить пожар своими силами, задействовав пожарные насосы.
Изображение

Около 14:00 экипаж был предупрежден о возгорании на борту корабля где-то в трюме №2. Экипаж, причальные пожарные команды и пожарные катера не смогли потушить пожар, несмотря на закачку более 900 тонн воды в корабль, а также не смогли найти источник из-за густого дыма. Вода кипела по всему кораблю из-за тепла, выделяемого огнем.
На берегу аварийная пожарная бригада запустила передвижную установку. Командир этой бригады был прекрасно осведомлён о характере груза и приказал своему помощнику передать в диспетчерскую т. н. «сообщение № 2» (особо опасный пожар). Помощник, однако, до диспетчерской не дозвонился, а включил электрический пожарный колокол. По инструкции, звон этого колокола означал обычный пожар. В результате на «Форт Стикин» отправились только две пожарные команды, в 14:16.
Пожарные бригады прибыли на место через восемь минут и занялись тушением. «Сообщение № 2» всё же было отправлено, и скоро к «Форт Стикину» подкатило ещё восемь пожарных расчётов. Они стали заливать трюмы водой. Чуть позже прибыло несколько пожарных судов. Однако крана, который мог бы поднять злополучный кусок металлолома и позволить людям тушить огонь более эффективно, так и не нашлось.

Потоки воды всё заливались в трюмы, но огонь только усиливался. Без нескольких минут три один из участков борта раскалился настолько, что на нём стала лопаться краска. Несомненно, очаг пожара был там прямо за обшивкой. Если бы кусок борта был вырезан и на очаг направлены все помпы….. Но неисправной оказалась сначала одна, потом вторая газорезательная установка.
В это время на причалах есественно собралась большая толпа зевак которая собственно собралась на всё это поглазеть, однако никто не предупредил окружающих серией коротких гудков или вывешенными сигнальными флагами об опасном грузе на «Форт Стикине».
Был хороший выход из ситуации – затопить корабль, но глубина дока этого не позволяла, а завалить пароход на бок никак не получалось (несмотря на то что много тонн воды уже были закачены в трюмы).
Появилась новая идея – отбуксировать судно подальше от порта и там затопить. Вот только воду для тушения подавали с берега, а без воды пожар разгорится ещё больше….
Пожар всё разгорался. Первые ящики со взрывчаткой загорелись в 15:40. В 15:50 из трюма взмыл огненный факел, ждать больше было нельзя, и капитан Найсмит приказал покинуть судно членам экипажа.
Изображение
Одно из последних фото корабля

В 16:06 произошёл взрыв.
Изображение

Корабль развалился на 2 части, стёкла повылетали из окон даже на расстоянии 12 км от порта. От взрыва образовалась приливная волна такой силы, что корабль «Джалампада» водоизмещением почти 4000 тонн и длинной в 130 метров оказался на крыше одного из складов, высота которого была 17 метров.
Изображение
«Джалампада» вмиг оказалась на суше

Сейсмографы обсерватории острова Колаба зафиксировали толчки неизвестной природы.
Изображение

В окрестностях порта правда было «жарко». Ливень горящих осколков поджег трущобы в районе порта. Около 2 квадратных километров были подожжены по дуге 800 м вокруг корабля. Одиннадцать соседних судов были потоплены или тонули, аварийный персонал понес большие потери, и быстро ликвидировать последствия не получалось.
Попыткам тушить пожар был нанесен еще один удар, когда второй взрыв с корабля прокатился по местности в 16:34.
Изображение

Горящие тюки хлопка падали с неба на пришвартованные корабли, доки и районы трущоб за пределами гавани. Звук взрывов был слышен на расстоянии 80 км. Некоторые из наиболее развитых и экономически важных частей Бомбея были уничтожены взрывом и последующим пожаром.
Последствия и причины
Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Для локализации пожара было принято решение разрушить городскую полосу шириной в четверть мили (жители из этой зоны были выселены). Это спасло Бомбей.
Изображение

На то, чтобы взять под контроль пожар, потребовалось три дня, а позже 8000 человек трудились в течение семи месяцев, чтобы удалить около 500 000 тонн мусора и вернуть доки в строй.
Расследование взрыва выявило, что тюки с хлопком, вероятно, были очагом пожара. Было критично несколько ошибок:
• хранение хлопка под боеприпасами,
• отсутствие красного флага необходимого для обозначения «опасного груза на борту»,
• задержка выгрузки взрывчатки,
• непонятно по какой причине судно забитое горючими и взрывоопасными грузами не пришвартовали на окраине порта;
• не использовать паровые форсунки для локализации огня;
• задержка с оповещением местной пожарной части.
Изображение
Корабль с большим количеством опасных грузов расположили явно не на окраине порта

Кто-то мог кинуть окурок в трюм с хлопком, или же хлопок от сырости самовоспламенился...скорее всего окурок. Но также есть версия, что это всё проделки японских диверсантов.
Новости о произошедшем
Подробности взрывов и потерь были впервые переданы внешнему миру по Radio Saigon, радио которое находилось под контролем Японии, которое дало подробный отчет об инциденте 15 апреля 1944 года.
Британо-индийская цензура военного времени позволила репортерам новостей отправлять сообщения сообщает только во вторую неделю мая 1944 года. Журнал Time опубликовал эту историю только 22 мая 1944 года, и все же это было новостью для внешнего мира. Фильм, изображающий взрывы и их последствия, снятый индийским кинематографистом Судхишем Гхатаком, был конфискован военными, хотя некоторые его части позже были показаны публике в качестве кинохроники.
Изображение


Жертвы и урон
Официальная статистика объявила о 1376 погибших (из них 231 человек из состава пожарных служб и портовых работников), в больницы поступило 2408 человек, 42 человека лишились конечностей, сколько человек смыло в океан или погибло в огне вспыхнувшего пожара установить уже не удастся.
Изображение

Тело капитана Найсмита не было найдено. Огнём было уничтожено 55 тысяч тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества. Почти одна квадратная миля городских кварталов была уничтожена.
Изображение

Потануло 4 корабля (некоторые вместе с экипажем), и кучка более мелких, некоторые корабли выброшенные на берег в итоге пришлось распилить на металл, а часть просто приспособили под пирсы.
Изображение
Акватория поле взрывов

Также погорело великое множество автотранспорта. Потери понесла железнодорожная инфраструктура (6 миль железнодорожного полотна в итоге пришлось заменить).
Изображение

Многие семьи потеряли все свое имущество. Тысячи человек остались без средств к существованию. Было подсчитано, что пострадали около 6000 фирм, а 50 000 человек потеряли работу.

Правительство взяло на себя полную ответственность за катастрофу, и гражданам, подавшим иск о возмещении ущерба или ущерба собственности, была выплачена денежная компенсация.

67 лет спустя
Изображение
Памятник катастрофе. На самом деле это кусок гребного винта который при взрыве отлетел на 5 километров

В феврале-октябре 2011 года в Мумбаи проводились периодические дноуглубительные работы в порту. Ну для поддержания глубины доковых бухт, и т.п. В процессе работ помимо прочего со дна было намыто:
• снаряд весом 45 кг;
• много неповрежденных золотых слитков.


Источники вдохновения:
https://pikabu.ru/story/vzryiv_parokhoda_fort_staykin_v_bombee_v_1944_g_7630497
Взрыв в Бомбее (1944)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Сбежавший тротил (Екатерининбург 1988) [в этом окне]

в форуме Практика апокалипсиса

Han Viachko

0

196

29 авг 2022, 23:06

Han Viachko Перейти к последнему сообщению [в этом окне]

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Таракановский Форт [в этом окне]

в форуме Локации

R.E.K.L.A.S.T.

0

514

28 июн 2015, 02:05

R.E.K.L.A.S.T. Перейти к последнему сообщению [в этом окне]

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
[ Time : 0.152s | 30 Queries | GZIP : On ]

PlayStation style by HighDefGeek