..::STALKER.BY::.. http://stalker.by/forum/ |
|
Пекло у Белой горы (Монблан, пожар 1999) http://stalker.by/forum/viewtopic.php?f=571&t=6921 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Han Viachko [ 27 дек 2023, 23:57 ] |
Заголовок сообщения: | Пекло у Белой горы (Монблан, пожар 1999) |
Дзеці дзень добрый, сёння у нас лёгенькая сказочка на ночь, с сомнительной моралью и не сказать что бы с хорошим концом. Утром 24 марта 1999 года, де то на границе Италии и Франции, в 12-километровый тоннель под горой Монблан въехал грузовик-рефрижератор с маргарином и мукой в кузове. Один из тысяч грузовиков едущих через этот тоннель. Но спустя 10 минут в тоннеле начнётся кромешный песец который стоит жизни 39 человекам. +1 фобия в копилку, или оправдание почему клаустрофобы боятся замкнутых пространств. Предистория Для любителей путешествий гора Монблан это находка. ![]() В переводе "Белая гора", это самая высокая гора в Альпах (да и вообще вплоть до Кавказа выше горы поблизости нету), 4807 метров над уровнем моря. ![]() Самое то для любителей поглазеть/полазить/покататься/пролетется. 200 км квадратных чистого раздолья. ![]() У западного подножья Монблана, на французской стороне расположен горнолыжный курорт Шамони. У южного, на итальянской стороне — Курмайор. Кстати именно в Шамони в далёком 1924 году состоялись 1-е зимние Олимпийские игры…правда тогда их прозвали немного по другому, ну ды ладно, отвлеклись. ![]() Вощем местечко живописное. Правда если вам нужно просто проехать, то тут увлекательная логистическая проблема. Ну т.е. 100 км туда-сюда и можно объехать, но если вы не любитель 3-4 часа любоваться прекрасными видами…. ![]() Тоннель Впервые более-менее выраженный в идею, тоннель под Монбланом заинтересовал общественность в 19 веке, но т.к. это сложноватая инженерная задачка, более-менее проект появился только к 1908 году. Но из-за политических расприй, Первой, а позже и Второй мировых войн, проект так и оставался проектом. В 1946 году итальянцы вроде как начали стройку (Италии проект был ой как выгоден в чисто торговом смысле), и даже пробурили первые 100 метров….но как то не задалось. Пока окончательно помирились с соседями, то да сё, нашли финансы, наступил 1959-й год, когда собственно приступили к стройке-бурению, но уже с обоих сторон. И 4 августа 1962 года буровые бригады 2-х стран таки встретились дето-под горой (на глубине в 2 км от вершины). ![]() Тоннель, и возможные маршруты его объезда Четыре с половиной миллиона человеко-часов, 711 тонн взрывчатки, 555 тысяч кубометров изъятой горной породы, 60 тысяч тонн цемента, 771 тысяча болтов, хренова гора прочих материалов, и в результате тоннель длиной 11 611 метров готов. ![]() После доработки и косметического благоустройства, в 1965 году тоннель торжественно открыли с участием президента Франции (тогда это был Шарль де Голь вроде) и его итальянского коллеги. ![]() Короче кратчайший путь из итальянского Курмаёра до французского Шамони открыт. Но ясень пенъ тоннель не стал достоянием общественности, и за проезд полагалась заплатить (сейчас это 12-300 Еврыкаф в зависимости от того на чём едите), но учитывая экономию в пути и времени порой оно того стоит. ![]() За 11 минут можно проехать тоннель, а заодно сократить путь на пару-пар десятков км (хотя учитывая что перед тоннелем бывают заторы по 1-2 часа…ну ды ладно). ![]() Въезд со стороны Франции Самый безопасный Тут интересней. Дело в том, что по пожарным нормам 1960-х годов тоннель соответствовал, но вот по пожарным нормам 1990-х он уже не совсем то и проходил. ![]() Въезд со стороны Италии Видя явные несоответствия тоннель дополнительно оснастили парой десятков видеокамер, десятком детекторов огня, 70 телефонами экстренной связи, и обустроили вдоль дороги тоннеля десяток противопожарных убежищ (через каждые 600 метров, ну т.е. через каждые 300 метров тоннеля есть небольшие разворотные галереи, и в каждой 2-й оборудовали убежище) противодымные двери которых в теории выдержат 2-часовой лютый пожар. ![]() Достаточно ли было этих мер конечно вопрос, но рассусоливать не стали… ибо Тоннель работает, бабос капает….5000 машин в сутки это вам не хухры-мухры. В 1999 году это в прочем вышло боком Пожар Не, ну пожары были и раньше (16 за 34 года), но так, мелочь с которой справлялись силами огнетушителей или подоспевших пожарных. И вот именно в этом инженерном чуде, построенном двумя благополучными европейскими странами, в 1999 году произошло то, что, казалось бы, просто не должно случиться (но чёта иногда всё же случается). ![]() Утром, в 10 часов 46 минут, 24 марта 1999 года (среда) в тоннель под Монбланом со стороны Франции въехал грузовой Volvo. В кузове бельгийского рефрижератора находилось 12 тонн муки и 9 тонн маргарина, за рулем сидел 57-летний Жильбер Деграв — опытный водитель с 25-летним стажем. Во время осмотра фуры перед ее въездом технические службы тоннеля ничего подозрительного не заметили, однако белый дым из двигателя появился практически сразу после того, как грузовик оказался в недрах горного массива. Автоматика забила тревогу в 10:52, когда 2 рядом расположенных оптических датчика тоннеля начали фиксировать ухудшение видимости. Конечно такое случалось и раньше, скажем «газанёт» кто под датчиком, от он и фигню показывает. Но Деграв увидел его далеко не сразу, успев проехать около шести километров прежде чем сигналы встречных машин заставили его остановиться в 100 метрах от разворотной галереи №21. Далее события развивались стремительно. В 10:53 Volvo остановился, и поначалу водитель попытался потушить возгорание самостоятельно с помощью обыкновенного автомобильного огнетушителя, однако именно в этот момент из искры все-таки вспыхнуло пламя. Через несколько секунд после того, как водитель покинул кабину, ее охватил огонь, моментально распространившийся на кузов. Есть версия, что пожар случился из-за того что кто-то из соседней машины неудачно выкинул не затушенный окурок в окно, а он затем неудачно попал на радиатор фуры. По крайней мере в последствии ИКСперты заключили, что по неизвестной причине воздушный фильтр фуры сгорел чуть раньше чем начался пожар кабины. Цитата: «Двигатель взорвался. Через полминуты вся машина горела. Я побежал, спасая свою жизнь, а за мной открылись врата ада. Через несколько минут тоннель превратился в огромную печь». сказал потом водитель злощастного Volvo Ему повезло что он побежал в Итальянскую сторону… А в это время за бельгийской фурой в тоннеле с французской стороны уже успело въехать по меньшей мере 10 легковых и два десятка грузовых автомобилей. Фактически все они оказались заблокированы под горой остановкой Volvo и началом активной фазы пожара. Встречные автомобили, двигавшиеся из Италии, успели проскочить мимо либо развернутся. ![]() Без спешки и суеты на легковушке конечно тут запросто развернёшься...ситуация правда была спешная и очень суетливая Правда когда разгорелось пламя, и стало понятно что проехать не получится, развернутся успели уже не все. А «Французам» повезло куда меньше. В этот весенний день дул приятный южный ветер со стороны Италии. Данный природный фактор обусловил особенность распространения дыма — фактически его полностью сдувало во французскую часть тоннеля, что спасло жизни на итальянской половине, но погубило множество водителей на французской. ![]() Расположение вентшахт в тоннеле, в последствии они спасут жизнь многим пожарным Но тогда где-то в центре тоннеля событія разворачивались совсем печально. Огонь подпалил бак с соляркой на фуре, далее загорелся прицеп-рифрежератор. А в нём горючая термоизоляционная пена, которая дала очень едкий, токсичный, густой черный дым, а в стеснённых условиях тоннеля… в течение нескольких десятков секунд видимость очень сильно упала. Маргарин из рифрежиратора замечательно плавился, растекался, и горел не хуже бензина… соседние машины из-за этого полыхнули очень быстро. За пару минут тоннель стал смертельной ловушкой для оказавшихся внутри водителей. Нулевая видимость, отсутствие возможности развернуться, ядовитый дым….большинство водителей в пробке за фурой-рефрижератором погибли от удушья почти сразу как их накрыло плотным дымом. ![]() В 10:54 кто-то из водителей с телефона аварийного убежища №22 позвонил диспетчерам тоннеля сообщив о сильном пожаре. Маааленькое отступление, тоннелем управляли 2 конторы, французская и итальянская, и как то уж они не совсем координировали свои действия. Не, ну глобальные вопросы решали сообща совместной комиссией, но в более мелких вопросах…тут хуже. Но в 10:55 датчики задымлённости однозначно определили пожар, и пожарная сигнализация оповестила обслуживающий персонал, что в тоннеле собственно сильный пожар. Французы остановили заезд транспорта в тоннель, спустя еще минуту въезд в тоннель остановили и итальянцы, но в тоннель уже находилась куча транспорта, 28 машин только на французской половине, из которых 14 большегрузов. В это время кто-то в районе 21 разворотной галереи нажал кнопну пожарной тревоги, как оказалось в последствии люди в этом месте пытались использовать огнетушители пожарного поста. В 10:57 к месту возгорания безуспешно попытались добраться французская пожарная команда. Из-за дыма ничего не было видно, а двигатели автомобилей так и норовили заглохнуть от нехватки воздуха. К этому времени в 500 метрах от эпицентра уже была сплошная ядовитая дымовая завеса практически не оставляющая шансов, и она только расползалась…вощем пожарники так и не смогли подобраться к эпицентру ближе чем на 1200 метров, и сами вынуждены были спасать свои жизни в одном из аварийных убежищ. Их коллег въехавших в тоннель через пару минут на другой машине, скоро постигла та же участь. ![]() В 10:58 камеры видеонаблюдения в районе пожара показывали только пелену дыма сквозь которую операторы ничего уже не видели. А в это же время освещения тоннеля по тихому начало вырубаться ещё более усугубляя ситуацию. ![]() Где то около 11:00 пожарная бригада со стороны Италии смогла пробиться на расстояние в 300 метров от эпицентра, но там уже полыхали соседние машины, и творился полный пипец. Треск стёкол, взрывы покрышек, пыхи от бензобаков... Кто-то выводил людей, кто то пытался тушить пожар, но как тут такое потушить силами огнетушителей и парочки пожарных гидрантов? Технические службы с итальянской стороны попытались помочь и оказали, сами того не желая, медвежью услугу. Увидев выбегающих из тоннеля водителей и получив сообщения о задымлении, они усилили вентиляцию тоннеля, желая дать оказавшимся в западне людям больше кислорода. Однако этот кислород лишь ускорил распространение огня и увеличил масштабы пожара. Тоннель имел больший уклон в сторону Франции, и дым пёр в первую очередь туда. В 11:30 дым от пожара добрался до французкого въезда в тоннель. ![]() К этому времени спасать приходилось уже пожарных…15 из них наглотались ядовитого дыма в защищённых противодымных убежищах, и их уже самих вынесли по тоннелям вентиляции часов через 5. Многим пожарным самим пришлось спрятаться в убежищах, а потом героически их покинуть по раскалённым вент.тонелям, ибо стало слишком жарко даже для них. Спасательные службы ничего не могли сделать, тоннель горел 53 часа — до тех пор, пока там было чему гореть. Температура пламени в 1000 градусов превратила всё в непонятную груду обломкрв. ![]() Пьерлучио Тинацци Печально известный герой этой трагедии итальянец Пьерлучио Тинацци. Он был агентом безопасности итальянского оператора тоннеля и патрулировал его на мотоцикле (ну там, регулировать движение если кто заглох в тоннеле, вызывать эвакуаторы, и т.п.). Получив информацию о чрезвычайном происшествии внутри, Тинацци немедленно на своем BMW K75 помчался на помощь. В общей сложности итальянец и другой его коллега-мотоциклист-охранник успели направить к выходам и вывезти около 10-12 человек (большая часть которых уже потеряла сознание и была бы обречена). Именно Тинацци первым смог разведать ситуацию в эпицентре возгорания. Как позже вспоминали некоторые выжившие: Цитата: Нас спас парень на мотоцикле ...расплавившиеся остатки мотоцикла почти в самом эпицентре пожара позже нашли спасатели. Награждён Италией медалью Medaglia d'Oro al Valore Civile…посмертно. ![]() Небольшой мемориал из остатков мотоцикла Жертвы В общей сложности в трагедии под Монбланом погибли 39 человек: 37 водителей, 1 человек обслуживающего персонала (П. Тинацци) и один из пожарных, пытавшийся спастись в аварийном убежище. Последние показали свою бесполезность: их двери были рассчитаны только на 2 часа сопротивления огню — проектировщики и представить не могли, что в будущем речь может идти о 53-часовом песеце, с которым не совладали даже профессиональные спасатели. 27 водителей задохнулись в своих автомобилях, еще десять человек попытались выбежать из дыма. Их находили в 100, 200, даже в 500 метрах от их машин — отчаянные попытки выжить в токсичном дыму были обречены на провал. Один водитель были найдены мёртвыми в пожарном убежище в полукилометре от эпицентра. Последствия В результате катастрофы было серьезно повреждено 1200 метров тоннеля, уничтожена часть аварийных убежищ, расплавлен асфальт, облицовка сводов, часть коммуникаций не подлежала восстановлению. ![]() Сгорели 2 пожарные машины, 23 грузовика, 10 легковушек и 1 мотоцикл. Дорогу под Монбланом закрыли на три года, а на реконструкцию тоннеля потратили 400 миллионов евро. ![]() Вывоз обгорелых остовов машин из тоннеля В 2005 году закончился судебный процесс, в ходе которого виновными в трагедии были признаны 13 человек — преимущественно сотрудники обоих (французского и итальянского) операторов тоннеля. Почти все они отделались условным наказанием и штрафами. Начальник французской службы безопасности объекта получил полгода реального заключения. Среди причин того, что трагедия разлослась до такого масштаба назвали полную несогласованность действий операторов французской и итальянской сторон при спасательных работах, приведшая к принудительной вентиляции тоннеля итальянской стороной, что вызвало лишь ухудшение ситуации внутри. Наконец, события под Монбланом показали тотальное несоответствие разработанной системы безопасности возможным чрезвычайным происшествиям. ![]() Выводы были таки сделаны, ну там теперь контора управляющая тоннелем одна а не две, убежища переделали, и теперь они имеют свою отдельную вентиляцию, навешали ещё с тыщу датчиков пожара, и завели свою тонельскую радиостанцию для экстренных сообщений если-шо. ![]() Вроде как говорят что подобного пожара 1999 года повторится не должно…вроде… ![]() Мемориал погибшим в пожаре 1999 года Берегите себя короче https://fireman.club/statyi-polzovatele ... e-monblan/ |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |