Белорусские сталкеры тайно путешествуют по историческим руинам
автор: TEKTON | 9-07-2013, 20:36 | Просмотров: 4009
«Комсомолка» сходила на экстремальную экскурсию [фото + виртуальный тур]
Все, что касается сталкеров, для непосвященного человека окутано таинственностью: координаты объектов они держат в секрете, а будущие маршруты поездок обсуждают на закрытых интернет-форумах. Нам довелось не только пообщаться с таинственными путешественниками, но и сходить вместе с ними на одну из секретных экскурсий.
«Рассказывать об интересном месте - значит, подвергать это место опасности»
- Сталкеров можно назвать субкультурой, - рассказывает один из таких ребят, Егор. - Это те, кто забирается на заброшенные здания, туда, где никто больше не бывает. Многим нравится то, что в таких местах нет людей, кого-то впечатляет атмосфера.
Еще одна цель вылазок на заброшенные здания - узнать его историю. Через интернет сталкеры составляют целые карты интересных зданий, где уже никто не живет.
- Я всегда интересуюсь историей тех объектов, на которых бываю, - делится наш собеседник. - Бывает, что дом отмечен на карте как совсем обычный, в бывшем жилой, а потом выясняется, что это первое кирпичное здание в городе, которое успело побыть и гостиницей, и тюрьмой. Бывает, что об одном и том же месте информация совершенно противоположная и только когда приезжаешь сам, разговариваешь с местными, узнаешь, что это было на самом деле.
На вид - обычные руины, на самом деле - первое кирпичное здание в городе и тюрьма КГБ
Фото: budgawl.livejournal.com
Незнакомых сталкеры в свои путешествия берут неохотно - считается, что чем больше людей на объекте, тем для него опаснее.
- Выкладывать координаты в свободный доступ считается плохим тоном, если я кому-то рассказываю о местах, то только о самых известных. А хорошие объекты приходится или находить самому, или искать по подсказке, - говорит Егор. - Чем больше людей, тем больше неадекватности и непонимания: кто-то приходит, чтобы просто полюбоваться, узнать историю места и сделать фотографии. А кому-то всегда хочется буянить, устраивать погромы.
К путешествию сталкеры готовятся, как к военному походу
Самые увлеченные сталкеры готовы ради интересного объекта отправиться на другой конец страны. Получается своеобразный туризм - Егор, например, уже исследовал заброшенные здания во всех областных центрах - в Бобруйске, Лиде, Быхове, Борисове и многих других городах.
- В Минске объектов все меньше, - рассказывает он. - Какие-то сносят, какие-то продают, какие-то достраивают. К тому же в Минске есть такие места, координаты которых попали в открытый доступ, и теперь там можно встретить кого угодно: стайку граффитистов, парочку влюбленных или даже гламурных девушек в мини-юбках. Мне интересно бывать на исторических зданиях, на почти готовых заводах, потому что там можно представить, как это все должно было функционировать. А в обычных заброшенных жилых домах больше любят бывать школьники - для них не важна история, главное, чтобы была кирпичная стена, на фоне которой можно сфотографироваться.
Но обычными туристами сталкеров назвать нельзя: к своим поездкам они готовятся как к настоящим военным походам. Сразу предупреждают, что это мероприятие жесткое и утомляющее. Ради нового объекта или интересных кадров им порой приходится ночевать на пустом заводе или несколько часов прятаться от охраны.
- Обычные туристы просто платят, садятся на автобус и ходят по достопримечательностям.
Мы в поездках не отдыхаем, только устаем, - улыбается путешественник.
- Иногда выбираемся по ночам, в феврале вот ночевали на недостроенном мясокомбинате.
Его строили в 90-е, и он был готов почти полностью, оставалось, как говорится, только лампочку вкрутить.
Потом развалился Союз, перестали вкладывать средства, все остановилось.
Сейчас там даже ворота украли.
Недостроенные заводы - объект пристального интереса сталкеров
Фото: budgawl.livejournal.com
«Здесь сотня гектаров, все здания заброшены»
Егор согласился провести корреспондента «Комсомолки» по одному из своих маршрутов. Чтобы во время поездки не встретить таких же искателей впечатлений (да-да, их сейчас все больше!), пришлось выбраться в районный центр.
Первой в нашем маршруте была разрушенная крепость XIX века.
На огромной территории были разбросаны отдельные постройки, навигатор высвечивал названия зданий: «двухэтажные редюиты», «равелины с казематированными флангами», «трехэтажная башня бастиона».
В реальности все выглядело примерно одинаково: обрушенные стены, отколовшиеся кирпичи и провалившиеся потолки.
Исторические здания не перестают быть красивыми, даже когда попадают в аварийное состояние
Фото: Анна ЕРМАЧЕНОК
- Здесь крепкий пол? - первый вопрос, который вырывается у меня, когда мы входим внутрь постройки с несколькими подземными этажами.
- Конечно, крепкий,
- отвечает Егор, переходя через проем в соседнее помещение.
Там в толстом кирпичном полу видна метровая дыра.
- А, ну вот, здесь уже не крепкий.
Кое-где стены достигают метровой толщины, весь пол в осколках кирпичей, которые выпадают из стен и потолка. За первым корпусом виден второй, третий и так до самого горизонта.
- Бродить по этой территории можно дня три, здесь около семнадцати корпусов на сотне гектаров, все заброшенные - рассказывает наш проводник.
- А вон там - военная тюрьма, можем подойти.
Здание тюрьмы до сих пор обнесено колючей проволокой, все окна и входы заколочены.
Карты белорусских заброшенных зданий составляют россияне
Переходим через дорогу и перемещаемся в другую эпоху - к зданиям, построенным уже в XX веке. Жилой квартал сразу же шокирует надписью на стене дома: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Егор сразу же хватается за камеру - здесь он еще не был.
Эта надпись отнюдь не такая древняя, какой кажется. Но чтобы это узнать, порой нужно провести целое расследование
Фото: Анна ЕРМАЧЕНОК
Добавишь на сталкерскую карту новый объект,
- пытаюсь порадовать своего проводника.
- Я не могу его добавить, пока не узнаю, что это, - отвечает он.
Раскручивание истории здания превращается в настоящий детектив. Снаружи - стилизация под 40-е годы, предостерегающие надписи и трогательные таблички «магазин», внутри - провалившие полы, горы мусора и почему-то клубки ниток. В одной из комнат находится календарь диспансеризации, в другой - старые папки с надписью «Дело №» и «карта госпиталей района». На стенах отклеившиеся обои, под ними - газеты за 1999 год.
Уже после возвращения мы выясняем, что здание, где мы оказались, - военный госпиталь, закрытый в 2000-х годах. Старомодные таблички здесь появились во время съемок российско-белорусского сериала в 2010 году. А за три года после окончания съемок старинное здание успело превратиться в развалины. Кстати, ни на каких картах сталкеров его пока нет.
Егор фотографирует здание снаружи. Кроме романтики, цель его поездок - сделать удачные кадры и выложить отчет на сайт, где сталкеры общаются между собой. Чем больше отчетов из определенного региона выкладывает человек, тем больше координат новых объектов, найденных другими, он сможет получить в ответ.
- Забавно, что сейчас доступ к координатам белорусских объектов имеют в основном россияне, да и добавили большую часть местных объектов на общую карту именно они. Причем к этим же координатам имеют доступ только трое белорусских сталкеров - самых неленивых. Например, для меня пока открыты объекты только по Минску и Минской области.
КОМПЕТЕНТНО
«Если сталкеры не хулиганят и ничего не ломают, закон они не нарушают»
- Таблички, которые запрещают входить в аварийные здания, размещают там в первую очередь с целью безопасности, - рассказал «Комсомолке» старший помощник прокурора города Минска Сергей Балашев. - Само по себе проникновение в заброшенные или аварийные дома и производство фотосъемки не влекут за собой уголовной или административной ответственности, если эти люди не совершают хулиганские действия - ничего не ломают, не шумят, не беспокоят граждан и тому подобное. В противном случае предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство. Кроме того, в Административном кодексе есть статья 15.58 «Разжигание костров в запрещенных местах», которая влечет предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин.
КСТАТИ
ТОП-5 популярных у сталкеров заброшенных зданий с историей
Усадьба Тышкевичей (Вялое)
Дворцово-парковый комплекс Монюшко (Смиловичи)
Остатки усадьбы Радзивиллов/Романовых (Староборисов)
Руины костела Вознесения Девы Марии (Зембин)
Кальвинский сбор, усадьба и часовня-усыпальница в виде пирамиды рода Завишей (Первомайск).
Статья взята
ВНИМАНИЕ!Ваш статус - "гость". В целях соблюдения техники безопасности рекомендуется получить регистрационные данные и пройти процедуру входа.
Ссылки на загрузку: