Главная > Новости > Интервью с Вячеславом Шалыгиным
Интервью с Вячеславом Шалыгиным2-03-2011, 17:15. Разместил: M0_ops |
Вячеслав Шалыгин, известный автор, написавший историю о похождениях наемника Андрея Лунева по прозвищу Старый, ставшего одним из знаковых героев для читательской аудитории, знаком многим поклонникам книжной серии. Однако, по разным причинам, до сих пор мы не организовали интервью с этим писателем. Восполняем этот пробел и представляем вашему вниманию ответы Вячеслава Шалыгина на заданные ему вопросы. Писатель рассказал о своем появлении в серии, поделился своим видением мира Зоны Отчуждения, рассказал о некоторых особенностях в работе над написанными книгами и в восприятии их читателями. Полностью прочитать интервью вы можете ниже. LitStalker: Здравствуйте, Вячеслав! Вы - автор известных, можно даже сказать культовых книг о Андрее Луневе, которые привлекли в серию немало читателей, ставших поклонниками Вашего таланта. Расскажите нам, пожалуйста, о Вашем появлении в серии S.T.A.L.K.E.R. - как это произошло? В.Шалыгин: Почти двенадцать лет сотрудничаю с издательство ЭКСМО и до появления серии S.T.A.L.K.E.R. успел написать около трёх десятков книг, значительная часть которых укладывалась в жанровые рамки «фантастического боевика». То есть, опыт имелся немалый, а главное, это была «моя» тема, «душевно близкая». Собственно поэтому, когда зародился проект, меня и пригасили в нём поучаствовать. Изучив «установочные данные» по миру S.T.A.L.K.E.R., я пришел к выводу, что может действительно выйти неплохой роман и взялся за работу. Вот и всё. :) LitStalker: Как появились сюжеты для Ваших книг, из чего родились, на чем основались? Был ли это успех авторов, уже изданных в этой серии, или же Вас захватила игра, а может, после прочтения каких-то из опубликованных книг Вас настолько захватило видение Зоны Отчуждения, что Вы не смогли держать это в себе? Как в целом проходил процесс работы над книгами, на чем Вы основывались при их написании? В.Шалыгин: Как появляются сюжеты? Вряд ли хоть один писатель уверенно ответит на этот вопрос. В случае со S.T.A.L.K.E.R. помогло то, что имелись упомянутые выше «установочные данные», имелся практически готовый «мир», оставалось только рассмотреть его со своей точки зрения и смоделировать ситуацию, которая и стала бы сюжетом. Насчёт прорыва «того, что я не смог держать в себе», нет, этот «прорыв» характерен для первых книг любого писателя. Для меня всё это осталось в далёком 98 году, когда я написал повесть «Сон грядущий». Работа над проектом S.T.A.L.K.E.R. шла осмысленно – конечно же, от души, а как иначе? – но без выплёскивания лишних эмоций и без попыток впихнуть в роман всё, что наболело. Этим, кстати сказать, грешат многие молодые авторы серии. Что касается влияния уже изданных книг, его не было в принципе, ведь мой «Обратный отсчет» хоть и был четвёртой книгой в серии, но писался одновременно со стартовыми книгами других «авторов-первопроходцев». LitStalker: Много было трудностей в ходе работы над книгами? Была ли какая-нибудь из них настолько непреодолимой, что пришлось в чем-то уступить? Возможно, это касалось в восприятии читателей, или же издателей? В.Шалыгин: Никаких трудностей. Только удовольствие от любимой работы. И поступаться ничем не пришлось. Издательство ЭКСМО имеет абсолютно верное представление о двух главных вещах: о планке качества и о методах продвижения текстов (чего остаётся пожелать и новым издателям). Убежден, если бы тогда существовали жёсткие рамки – описывать только игру, ни шага влево-вправо, и ЧАЭС расположена дальше Припяти, а не там, где находится реально! – многие профессиональные авторы не стали бы писать в серию, а поклонников у неё на сегодня было бы на порядок меньше. Ведь литературный S.T.A.L.K.E.R. хорош не только мистической атмосферой и боевитостью, но и кажущейся достоверностью персонажей и событий. LitStalker: Мнения читателей бывают не просто разноречивы, но и противоречивы, однако они, читатели, и являются конечной целью процесса написания книги - ведь пишется именно для них. На всех угодить невозможно, мы знаем, но это не мешает стараться сделать произведение интересным для как можно большей аудитории. И высказываемое читательское мнение порой в этом помогает. Прислушиваетесь ли Вы к нему, учитываете ли? В.Шалыгин: Вы сами ответили на этот вопрос. На всех угодить невозможно, но это не мешает сделать произведение интересным для широкого круга читателей. Секрет прост – пишите хорошо. :) Вот, допустим, я любитель фантастики, но с удовольствием читаю хорошие детективы и внежанровую прозу, если они написаны от души, со знанием дела и качественно. При этом читательское мнение, конечно, играет немаловажную роль, но посудите сами – книга вышла, читатели её прочитали, откликнулись. Что я могу изменить в книге? Уже ничего. :) На будущее учту, это безусловно, но учту не вкусовщину типа «ващще фигня, мне не пошла с первой страницы», а конкретную, разумную и главное обоснованную критику. LitStalker: Расскажите, пожалуйста, о персонажах книг - были ли у них прототипы или это были собирательные образы? Главный действующий персонаж, Андрей Лунев, непобедимый наемник, ставший героем для многих Ваших поклонников - почему появилась мысль сделать его именно таким? В.Шалыгин: У персонажей редко бывают полностью реальные прототипы. Каждый персонаж это «авторский продукт». Ведь даже если мы хотим «срисовать» персонаж с реального человека, мы описываем по сути своё видение этого человека. И оно зачастую искажено призмой нашего восприятия – неприязненного или наоборот приятельского. Если брать Андрея Лунёва, то от реально существующего человека в нём только две вещи: сочетание имени и фамилии и присказка «не вопрос». Пожалуй, на героя ещё перенесено дружеское отношение. Я давно уже не выдумываю фамилии героев, беру их из реальной жизни, но это не значит, что тёзки в чем-то похожи на героев. А «непобедимым наёмником» Лунёва-литературного сделал сам сюжет. Если помните, «Обратный отсчёт» начинается не с него, Старый входит в тему постепенно и становится главным героем лишь к кульминации. LitStalker: В Ваших книгах мало второстепенных, вернее даже третьестепенных персонажей, действующих на заднем фоне происходящих событий, и сами служащие скорее для декорации, чем для наполнения основного сюжета. С чем это связано - с нежеланием обременять читателя излишними деталями, не требуемыми в развитии основного сюжета, или же с чем-то другим, например, нежеланием "заселять" территорию огромным количеством народа, чтобы не запутаться в них самому? В.Шалыгин: Это ведь не «Война и мир». :) К чему усложнять сюжет романа, в котором действие происходит на крайне ограниченной территории, в узких временных рамках, а главное – имеет конкретную цель? К тому же, путаница сюжетных линий, винегрет из второстепенных персонажей и масса ненужных событий отвлекают, не дают читателю сосредоточиться на главном, заставляют «плавать» и читателя, и автора и сам сюжет. К чему всё это? Чтобы показать, что автор большой эрудит, мастер описывать всё на свете, и умеет лихо сплетать сюжетные линии? Типичная ошибка начинающих. Как уже и было сказано в ответе на второй вопрос. LitStalker: На тот момент, когда Вы начали писать книги в серию, круг читателей еще находился в процессе формирования, в отличие от нынешнего состояния. Скажите пожалуйста, на тот момент, описывая Зону Отчуждения, на какую категорию читателей был расчет? А если бы Вы написали книги сейчас - как считаете, какова была бы реакция читателей, и как бы эти книги были встречены? Есть ли разница между поклонниками серии тогда и сейчас? В.Шалыгин: И в тот момент, и сейчас по умолчанию расчет делался на людей современных, играющих в компьютерные игры аналогичные S.T.A.L.K.E.R. Но отличия всё же имеются. По сетевым отзывам, а также на основе личного общения могу сделать вывод, что аудитория значительно помолодела. В начале пути серии S.T.A.L.K.E.R. многие читатели имели за плечами определённый жизненный опыт, в том числе немало было отзывов от людей отслуживших в армии либо непосредственно военнослужащих. Теперь среди поклонников больше людей «призывного и допризывного» возраста. Что ж, думаю, трилогия о Старом поможет им сформировать правильный взгляд на взрослую жизнь и влиться в неё без особых проблем и потерь. Подкрепляет эту уверенность тот факт, что реагируют на трилогию нынешние читатели не менее живо, заинтересованно и по большей части положительно. LitStalker: Вам бы хотелось сейчас, оглядываясь назад, внести изменения в Ваши книги? Какие, в чем? Или же Вас на данный момент удовлетворяет качество проделанной работы? В.Шалыгин: Мне не стыдно ни за одну свою книгу, даже за те, которые я сам считаю не слишком удавшимися или откровенно неудачными. Иначе я работал бы под псевдонимом. Поэтому ничего менять не стал бы. Тем более что трилогия о Старом вполне удалась. LitStalker: Вы, по просьбам поклонников, начали публикацию в сети отрывков из черновика четвертой книги, работа над которой происходит в свободное время. Что послужило стимулом к этому - желание поклонников видеть продолжение хотя бы в такой форме, или же нечто другое? В.Шалыгин: Да, в первую очередь это знак благодарности читателям, так высоко оценившим мой труд. Второй момент – отношение к герою. У всех есть свои «любимчики», у писателей тоже. Иначе они не возвращались бы к некоторым персонажам спустя годы. А ведь бывало, что некоторых героев писатели даже «реанимировали» (допустим, Шерлока Холмса или Остапа Бендера :) ). Старый для меня как раз один из любимых героев, наряду с персонажами цикла «Абсолютный воин» или князем Преображенским из космической оперы «Путь с небес». Стараюсь не обещать, если не уверен, что смогу сделать, но в данном случае свои намерения не меняю. Отрывки и наброски из черновика (их около десятка) будут шлифоваться и выкладываться в сети. LitStalker: Опыт соавторства у Вас невелик - одна книга, написанная совместно с Евгением Прошкиным. Каково было это соавторство? Тяжело ли таким образом работать над текстом так, чтобы результат Вас удовлетворял? Процесс шлифования в этом случае, наверное, несколько дольше обычного, или же наоборот - на пару с соавтором проще "блох" ловить? В.Шалыгин: Всё зависит от того, кто соавтор. :) С Евгением мы друзья и понимаем друг друга преотлично. У нас похожие взгляды на жизнь, во многом схожий жизненный опыт и «совместимое» чувство юмора. :) Добавьте сюда взаимное уважение, как личное, так и «авторское», и вам станет ясно, что особых проблем соавторство нам не доставило. Конечно, мы спорили, конечно, переписывали по несколько раз некоторые сцены, а то и главы, но всё это проходило совершенно безболезненно, «на одной волне», и всегда находился компромисс, который и оказывался оптимальным результатом. Только одно мы так и не придумали – название. :) Так и сдали текст под рабочим заголовком. Но в этом деле нам помог редактор. LitStalker: Вы также написали несколько книг в другой похожий проект - Зону Смерти. Зона Смерти, несомненно, масштабнее, но по сравнению со Сталкером она вторична, она основана на нем. Если сравнить эти два мира, в чем, на ваш взгляд их достоинства и недостатки перед друг другом? В.Шалыгин: Да, Зона Смерти вторична, никто и не скрывал, и призвана лишь расширить тему, как территориально, так и во времени. Но лично для меня и S.T.A.L.K.E.R., и Зона Смерти являются равнозначными проектами. Я с удовольствием работал над трилогией о Старом, с тем же воодушевлением я написал пенталогию о Лешем. К тому же, они увязаны между собой некоторыми сюжетными нитями. Атмосфера Зоны в моих романах почти одинакова, сталкерские законы и понятия соблюдаются и там, и там. В Зоне смерти другие угрозы и аномалии, другие монстры, не мутанты, а биомеханизмы, другое оружие, но ведь и дело происходит спустя сорок лет. Было бы неправильно описывать середину 21 века на уровне «нулевых» годов. Убеждён, что верный подход это не противопоставление этих серий, а восприятие Зоны Смерти, как логического продолжения серии S.T.A.L.K.E.R. Кстати сказать, между ними имеется временной промежуток, в который вполне впишется и ещё одна серия, создающая «мостик» между S.T.A.L.K.E.R. и ЗС. И если это произойдёт (просто допустим такой вариант), поклонники S.T.A.L.K.E.R. только выиграют. Ведь их любимый «мир» получит не только славное прошлое, но и «настоящее», и будущее, а значит, превратится в целую Вселенную. LitStalker: Сама Зона Отчуждения - территория, наполненная непонятными и загадочными явлениями, на которой постоянно идет борьба, то за выживание, то за добычу, то за территорию, то еще за что-либо. А как ее воспринимаете Вы? И чему вообще, по Вашему мнению, должно отдаваться предпочтение при описании сюжетных событий - батальным сценам при столкновении сталкеров между собой, или же описаниям самой Зоны, ее обитателей, и взаимодействия сталкеров с этой Зоной? В.Шалыгин: Во-первых, я воспринимаю Зону Отчуждения, как реальную территорию, а не игровую площадку. В моей трилогии игровые «вводные» реализуются не вблизи «Янтаря» или «Агропрома», а в реально существующих местах (кроме Лиманска), в процессе работы я пользовался настоящими картами Генштаба. Во-вторых, в Зоне происходит то же, что и в жизни – идёт борьба за выживание, только в более жестких рамках и с большим количеством внешних угроз: тут и мутанты, и ловушки, и артефакты, которые, как те йогурты, «не все одинаково полезны». :) А что уж говорить о группировках, в сравнении с которыми бригады лихих девяностых – щенки. А вот чему отдавать предпочтение при написании книги – решает автор. В первую очередь, конечно, крепкому сюжету. С этим у современных авторов S.T.A.L.K.E.R. имеются проблемы. Ну, а сколько добавить в текст стрелялок, бродилок и описаний это по вкусу. Главное не терять чувство меры. LitStalker: Иллюстрации на обложках Ваших книг - отвечают ли они Вашим требованиям и Вашим ожиданиям? Соответствуют ли они тому сюжетному моменту, который на них изображен? И как происходил процесс работы над иллюстрированием - Вы описывали художнику то, что ожидаете там увидеть, а он рисовал, или же Вам показали уже готовый вариант? В.Шалыгин: Последний вариант. :) Если честно, к первой и третьей обложке придраться сложно, а вот на второй… Я понимаю, что это главный герой, который смотрит с холма на Лиманск, но почему спиной в кадр? Непонятно. Впрочем, теперь это вопрос в пустоту, поезд ушел. :) LitStalker: Какая из вышедших трех книг является для Вас наиболее полно отвечающей Вашему восприятию мира Сталкера? А из изданных книг в серии S.T.A.L.K.E.R. (если Вы, конечно, следите за серией) какая оставила наиболее памятные впечатления? В.Шалыгин: Все три, плюс четвёртая, недописанная. Да и то это не полное восприятие. Убеждён, что мир S.T.A.L.K.E.R. должен постоянно развиваться, а значит, и восприятие должно претерпевать изменения. Из изданных книг «старой гвардии» считаю наиболее интересными книги В.Орехова, Р.Глушкова, А.Калугина. Из новых, конечно же «Смертники», а ещё… затрудняюсь ответить. LitStalker: Вы довольно давно знакомы с серией S.T.A.L.K.E.R., что Вы можете сказать сейчас о ней - серия прогрессирует или регрессирует? И какие, по Вашему мнению, у серии перспективы? В.Шалыгин: В серии появляются хорошие книги профессиональных во всех смыслах авторов. Соотношение: одна хорошая – к двум удовлетворительным. А теперь скажите сами, это прогресс или какое-то иное явление? :) Но, будучи глубоко в душе оптимистом, надеюсь, что перспективы у серии вполне приличные. LitStalker: Написанный Вами сценарий для фильма по книге "Обратный отсчет" был написан для какого-то конкретного проекта, или же такой проект был в планах? Расскажите нам пожалуйста. В.Шалыгин: Сценарий был написан в 2008 как раз накануне кризиса. Велись переговоры с продюсерами, обсуждался бюджет (довольно солидный по любым меркам) и даже актёры, но по осени, как обычно бывает, «подсчитали цыплят» и выяснилось, что проект рухнул в связи с отсутствием финансирования. Обычная история. :) LitStalker: Многие поклонники книжной серии пробуют сочинять рассказы, воодушевленные либо прочитанным в книгах, либо увиденным в игре. Рассказы эти разного качества, как зачастую и бывает - что-то лучше, что-то хуже. И, что не удивительно, впрочем, практически у каждого такого автора есть своя аудитория, которая хвалит или ругает, но при этом - читает. Как Вы относитесь ко всему описанному? Если бы Вам предложили участие в любительском проекте, не важно, в каком качестве - то ли как непосредственного участника, то ли как зрителя или члена жюри - Вы бы согласились на подобное мероприятие? В.Шалыгин: К любому творчеству отношусь положительно. Не так давно как раз «судил» такой конкурс. Участники писали рассказы на заданную мной тему, кстати сказать, по миру S.T.A.L.K.E.R. Трое финалистов показали очень приличный уровень. Если честно, до последнего момента колебался, кого же объявить победителем. Считаю, что таких конкурсов должно быть как можно больше. LitStalker: Есть ли у Вас какие-либо методы подхода к писательскому делу, которые помогают Вам в Вашей работе над текстом, и которыми бы Вы могли поделиться? В.Шалыгин: Подход один: не начинать дело, которое не сможешь закончить. :) А уж если начал, то вкладывать надо не только время и силы, но и часть души. Если пишешь искренне, если сам веришь написанному, то всё получится. Естественно, этот рецепт должен подкрепляться определёнными литературными способностями и знанием правил, законов жанра и драматургии. LitStalker: Что Вы можете пожелать напоследок как поклонникам конкретно Вашего творчества, так и читателям книжной серии S.T.A.L.K.E.R. вообще? В.Шалыгин: Читать, что ж ещё? :) Хорошие фильмы, игры и развлечения это лишь одна сторона медали. Другая это книги. Только они действительно «прокачивают» мозг и развивают личность, поскольку только чтение является одновременно и развлечением, и отдыхом, и умственной работой – сочетание уникальное и очень полезное, как для правильного построения обыденной жизни, так и для построения любой карьеры. Так что всем удачи и удачных приобретений в виде хороших книг! LitStalker: Спасибо за интервью, удачи Вам в Вашем дальнейшем творчестве и, конечно же, новых интересных, а главное - ожидаемых читателями книг! Люди оставляйте комментарии, автору неприятно видеть новость без комментов...
{SL} Вернуться назад |