Главная > underground > Нагасаки. Забытая бомба
Нагасаки. Забытая бомба9-08-2017, 23:43. Разместил: Han Viachko |
Это новое явление способно привести также к созданию бомб, и возможно — хотя и менее достоверно — исключительно мощных бомб нового типа. Из письма Эйнштейна Рузвельту 2 августа 1939 г. Сегодня ещё одна видная дата для истории, и истории постапокалипсиса в целом. Если Вы следили, то последняя тема была посвящена атомной бомбардировке Хиросимы в августе 1945 г. Этой теме посвящены многие километры текстов везде где только можно. Но все от чего то забывают про вторую жертву атомной бомбы. Вернёмся на полторы месяца до того момента как Enola Gay вылетела в свой «ядерный полёт». 16 июня 1945 года, из Уэндовера на аэродром острова Тиниан прибыл невзрачный с виду B29. Прозванный «Bockscar», с бортовым номером 44-27297. Самолёт относительно новый (в ВВС США он только с 19 марта 1945 г.), командиром назначили тогда Фредерика К. Бока. Т.к. летающих крепостей на Тиниане хватало, то это не стало чем то из ряда вон выходящим. Это была модификация Silverplate (такая же как и у Enola Gay), В29 с огромным бомбовым отсеком, и уменьшенным числом пулемётных турелей. Тогда мало кто догадывался, зачем кому-то понадобились B29 с одним огромным 10-метровым бомбоотсеком. Silverplate и Тыквы А вообще, что за зверь такой B-29 Silverplate? В июне 1943 года доктор Норман Ф. Рэмси из Лосаламовской лаборатории (которая собственно разрабатывала сверхсекретный проект атомного оружия), в ходе расчётов определил, перспективные габариты будущей атомной бомбы. К тому времени рассматривались 2 варианта: • Схема с урановым ядром и урановой мишенью; • Схема с взрывным обжимом плутониевого ядра; В любом из этих вариантов вес готовой бомбы исчислялся тоннами, а габариты были для того времени просто огромны (для авиационной бомбы). Просчитав проблему, пришли к выводу, что единственный в США самолёт который сможет перевозить/ сбрасывать «такой груз» был B29, да и то после существенной доработки. Была конечно идея использовать британский Avro Lancaster, но ни генерал-майор Лесли Р. Гроувс (руководитель манхэттенского проекта), ни генерал Генри Х. Арнольд (руководитель воздушных сил США) не захотели его использовать. Причин 2: • Самолёт всё же британский; • На B-29 найти опытный экипаж всё же гораздо проще; Уже к 1 июля 1943 года, решили начать тесты на обычном B-29. Осталось дело за малым, превратить уменьшенный макет атомной бомбы в собственно бомбу авиационную. Ну, ещё заставить её «вылетать» из бомбоотсека, и падать желательно хоть с какой точностью. Первым был готов уменьшенный макет длинной урановой бомбы, прототипа будующей Little boy. Макету приделали хвостовое оперение, загрузили в бомбоотсек, и сбросили…. результат был плачевный. Бомба шлёпнулась абы как и не пойми где. К сентябрю был готов уменьшенный макет второго типа, он же будущий Fat Man, правда с бомбой та же беда, что и раньше. Между тем, проект «усовершенствованного» B-29 прозвали «Серебро, покрытое металлом», но в итоге это название сократилось до Silverplate. Прототип самолёта был готов где-то к концу 1943 года, полноразмерные макеты бомбы были подготовлены тогда же. Но первые «оперённые» макеты Little boy ломали оперение об борта самолёта, отваливались прямо на крышку бомбоотсека, а если и вылетали из бомбоотсека, то летели не весть как и куда. В итоге изобрели знаменитое квадратное оперение. Самолёты B-29 Silverplate постоянно дорабатывали и переделывали, а макеты бомбы Fat Man доработали так хорошо, что их стали заполнять обычной взрывчаткой, и использовать как сверхтяжёлые авиобомбы против хорошо укреплённых целей. Из-за их формы (продолговатый эллипсоид диаметром в полторы метра) их прозвали «бомбами-тыквами». Так 509-е авиакрыло совмещало тренировки по сбросу макета атомной бомбы (и проведение за ним, резкого разворота с уходом из «учебной» зоны поражения) с реальным уничтожением японских укреплений. Ещё одно важное событие, в день когда Enola Gay вылетела бомбить Хиросиму, на Тиниане происходила сборка другой бомбы-тыквы. Вот только начинка была из плутония, её прозвали Fat Man. 8 августа в полевом приказе №17, исходившем от штаба 20-й воздушной армии на Гуаме, было указано применить её на следующий день против Кокуры, первой цели, или против Нагасаки, запасной цели. В кабине B-29, место вроде главного пилота Тут ещё один нюанс...по всей вероятности бомбу должен был нести не Bockscar, а The Great Artiste. Так бы и было, но приказ №17 предписывал бомбить 9 августа, а не 11 как предполагалась ранее (дело ещё и в погоде, которая с 10 числа обещала стать вообще не лётной). The Great Artiste был просто не готов для перевозки бомбы. Делема: на самолёте который должен нести бомбу есть обученный экипаж, но сам самолёт не готов, но в то же время есть подготовленный самолёт дублёр, но экипаж не готовили для этого. Решили просто - поменяли экипажи местами. Вместе с Bockscar-ом (носителем бомбы), в группу входил самолёт с измерительной и фото аппаратурой, 2 разведчика и один самолёт поддержки (тот самый "The Great Artiste"...так, на всякий случай). Т.к. B-29 своими силами мог разделаться с парочкой перехватчиков (4 пулемётные турели, каждая со своим стрелком как-никак). Bockscar и его экипаж бомбивший Нагасаки (т.н. экипаж С-15) Незадолго до вылета, открылась одна неполадка – бортинженер обнаружил, что топливный насос на одном из баков с горючим Bockscar-а полетел нафих. Это конечно не критично, но немного сузило бы максимальное время полёта на 640 галлонов. Замена насоса требовало много времени, а его не было. На перегрузку бомбы понадобилось бы времени не меньше (тем более, что она была заряжена и готова к употреблению). Командир 509-авио полка полковник Пол Тиббетс (тот самый, который командовал другим не без известным бомбардировщиком) и временно назначенный командир Bockscar-а майор Чарльз Суини (так получилось, что он был командиром другого B-29, который назначили самолётом поддержки) решили обойтись без одного из баков. Bockscar взлетел с Севера Тиниана в 3:49 по местному времени. Самолёты-разведчики двинулись вперёд, проверять метеоусловия над основной и запасной целями. В 7:50, радар в Нагасаки засёк приближение разведчика, и в городе объявили воздушную тревогу, которую, впрочем, отменили к 8:30. В это время (в 8:10) вся авиагрупа должна была собраться в заранее оговоренном месте, дабы выдвинуться к цели. Но одного самолёта всё не было, и следующие 40 минут Bockscar кружил вокруг заданного места. Так и не дождавшись, было решено выдвигаться к цели. С самолётов-разведчиков сообщи, что облачность присутствует над обеими целями, но при визуальном контроле бомбардировка всё же возможна. В 9:20 Bockscar уже кружил над Кокурой, однако с момента как тут побывал разведчик, облачность стала только более плотной. Конеччно это были не совсем облака, скорее облака в перемешку с гарью от бомбардировки соседнего Явата (извиняюсь, если перевёл название слишком коряво). Но после 3-х неудачных заходов, в 10:32 было принято решение лететь к запасной цели. Правда горючее уже начинало заканчиваться, и необходимо было «отбомбиться» с первого раза. В 10:53, на радаре в Нагасаки были замечены 2 самолёта. Но их посчитали разведывательными, и тревогу объявлять не стали. Через 3 минуты бомбардировщики уже были над городом. Но и тут город окутывали плотные облака. Эшвурд решил положиться на показания радара, но если верить бомбардиру Бокскара, капитану К.Бихену, в конце 3-й минуты облёта Нагасаки, через небольшую брешь в облаках удалось определить местоположение самолёта. Они были над городским стадионом…этого оказалось достаточно для того, что бы определить где бомбить. И бомба была сброшена. Бомба падала примерно 43 секунды. В 11:02 (по японскому времени), на высоте в 500 метров барометрический высотомер активировал взрыватель. Взрывом, плутониевое ядро бомбы и содержащийся в нём нейтронный инициализатор были сжаты до невероятных размеров. За несколько микросекунд высвободившиеся нейтроны запустили цепную реакцию в плутониевом ядре, мгновенно вывев его в сверх надкритичное состояние… грянул ужасающей силы взрыв. Такой бы взрыв был от подрыва 21 000 тонн тринитрата толуола. Большая часть города оказалась защищена холмами, но промышленные районы оказались в зоне поражения. Поговаривают, что бомба промазала на 2.4 км (к месту куда она таки предназначалась), что при тогдашней облачности в принципе не удивительно. Так или иначе, но эпицентр пришёлся где-то между между сталелитейным и оружейным заводом на юге и торпедным заводом на севере. 44% города лежала в руинах. В радиусе километра от эпицентра было разрушено практически всё (погибло 97% населения). Некоторые из погибших были без всяких видимых следов повреждений. Этот факт ставил тогда многих в тупик. Позже стало понятно, что это последствия чудовищных доз облучения. В радиусе 2 км от эпицентра деревянных строений почти не осталось. В радиусе 15 км окна были повсеместно выбиты ударной волной. К моменту бомбардировки в Нагасаки находилось порядком 200 000 человек (многие съехали с города сразу после того как 1 августа ВВС США первый раз прилетели с бомбёжкой). Официальные число пострадавших (согласно сведениям мунипалитета г. Нагасаки): 73 884 человека убито и 74 909 ранено. Что касается самолёта...из-за задержек миссии и недействующего топливоперекачивающего насоса, у B-29 не было достаточного топлива, чтобы долететь назад до Тиниана, или скажем хотя бы достигнуть области аварийной посадки в Иво Джима. Пришлось искать решение на ходу. Надумали лететь на ближайший дружественный аэродром, в Окинаву. Прибывая туда, они кружились в течение 20 минут, пытаясь связаться с контрольно-диспетчерским пунктом что бы тот дал добро на приземление. В конечном счёте заключили, что радиостанция накрылась. Уровень топлива в баках был чуть выше нулевого… делать больше нечего, Bockscar едва добрался до посадочной полосы. Только и успели, что сигнальными ракетами оповестить о экстренной посадке (что бы на земле по максимуму расчистили полосу). Двигатель номер два отказался работать уже при посадке. Скорость была высокая, реверсивные винты B-29 уже почти не тянули, в итоге самолёт чуть не вылетел за пределы ВПП. Бортинженер позже замерил количество оставшегося топлива в баках… ещё 5 минут полёта, и его не осталось бы вообще. Bockscar в Национальном музее Военно-воздушных сил США. В 1945 году правда рисунка на носу не было, да и вместо хвостовой «стрелки в круге» была эмблема «N» Эмблема с носа самолёта. Прозвище Bockscar это некий каламбур от фамилии капитана судна и жаргонного названия крытого грузового ж/д вагона 15 августа 1945 года, Япония объявила о капитуляции. Через 18 дней, самая кровопролитнейшая из войн 20 века, 2-я мировая официально завершилась. {SL} Вернуться назад |