В 08:00 к выполнению работ по повторному подрыву крышки носового ЯР под командованием руководителя работ приступила 3-я смена перегрузочного комплекса и руководитель работ предыдущей смены. В связи с тем, что работы по подрыву и подъему крышки ЯР ранее не планировались, руководителем перезарядки для контроля работ по подрыву и подъему крышки ЯР и оформления разрешения на выполнение потенциально-опасных работ были вызваны старший руководитель физических измерений и вахтенный контролирующий физик.
В 08:30 на пульте управления перезарядкой на вахту заступил дежурным по ГЭУ КДД БЧ-5, которым была проведена проверка пусковой аппаратуры носового ЯР. Для обеспечения безопасности подъема крышки ЯР было смонтировано штатное перегрузочное оборудование, исключающее перемещение КР. Установка этого оборудования была произведена с нарушением штатного положения относительно расположения балок и стойки, а также способа крепления их друг с другом. Вследствие этого не была обеспечена соосность упора, предназначенного для исключения перемещения компенсирующей решетки вверх. В нарушение статей руководства по перезарядке (РОП-73), обязательные проверки и приемки монтажа перегрузочного оборудования не производились и актами не оформлялись. В журнале перезарядки отсутствует запись старшего руководителя физических измерений, разрешающая проведение этих работ. С 10:30 до 10:50 произведен подрыв крышки носового ЯР гидравлическими домкратами на высоту 55 мм. Для осмотра и выяснения причин течи уплотнения ЯР в 6-й отсек прибыли зам. НЭМСа, временно исполняющий обязанности КБЧ-5, а также заместитель начальника комплекса перезарядки БТБ. По приказанию начальника смены были направлены из отсека на плавучую мастерскую старшина и матрос за траверсой для подъема крышки ЯР. В 11:20 от них поступил доклад о том, что траверса находится в разобранном виде. Руководителем работ, в нарушение технического процесса, было принято решение поднимать крышку ЯР стропилами. Крышка была остроплена за 4 рыма, вместо штатной траверсы и начат подъем. Подъем крышки ЯР проводился в несколько приемов. Движение КР вместе с крышкой произошло за счет заклинивания штока КР в проеме крышки под воздействием заневоленного упора. При этом, в начале подъема, когда усилие сцепления было недостаточным, крышка, преодолевая это усилие, не увлекала за собой КР. По мере продвижения крышки вверх сцепление штока КР с крышкой усиливалось и стало достаточным для подъема КР. При этом движение КР вверх могло происходить только при условии перемещения вверх балки. Соединение балки с опорой стойки посредством тросика не препятствовало этому, т.к. при перемещении балки происходит выбор слабины тросика и его натяжение. В районе критического положения КР (при подъеме ее на 150 мм) произошел разрыв тросика и вследствие этого резкий подъем крышки ЯР с жестко закрепленной в ней КР за счет натяжения тросов подъемного крана. При подъеме КР на 25-30 мм выше критического положения, в нижней части активной зоны, на высоте 180-200 мм от нижних упоров, возникла самоподдерживающаяся цепная реакция деления с коротким периодом удвоения мощности. Большие тепловыделения в нижней части активной зоны привели к разогреву теплоносителя с образованием пара, в основном внутри технологических каналов и резкому повышению давления первого контура. Этим давлением подбросило крышку ЯР. Выброс значительной части теплоносителя из каналов снизил реактивность, благодаря чему цепная реакция деления прекратилась, но компенсирующая решетка, выталкиваемая из активной зоны давлением 1-го контура, снова высвободила избыточную реактивность, из-за чего вновь стала развиваться цепная реакция деления и произошло повторное резкое повышение давления первого контура, которым из корпуса ЯР выбросило крышку и промежуточные плиты с остатками технологических каналов. Таким образом, произошло два тепловых взрыва. Полное глушение ЯР произошло вследствие большого разрушения активной зоны.
В 08:30 на пульте управления перезарядкой на вахту заступил дежурным по ГЭУ КДД БЧ-5, которым была проведена проверка пусковой аппаратуры носового ЯР. Для обеспечения безопасности подъема крышки ЯР было смонтировано штатное перегрузочное оборудование, исключающее перемещение КР. Установка этого оборудования была произведена с нарушением штатного положения относительно расположения балок и стойки, а также способа крепления их друг с другом. Вследствие этого не была обеспечена соосность упора, предназначенного для исключения перемещения компенсирующей решетки вверх. В нарушение статей руководства по перезарядке (РОП-73), обязательные проверки и приемки монтажа перегрузочного оборудования не производились и актами не оформлялись. В журнале перезарядки отсутствует запись старшего руководителя физических измерений, разрешающая проведение этих работ. С 10:30 до 10:50 произведен подрыв крышки носового ЯР гидравлическими домкратами на высоту 55 мм. Для осмотра и выяснения причин течи уплотнения ЯР в 6-й отсек прибыли зам. НЭМСа, временно исполняющий обязанности КБЧ-5, а также заместитель начальника комплекса перезарядки БТБ. По приказанию начальника смены были направлены из отсека на плавучую мастерскую старшина и матрос за траверсой для подъема крышки ЯР. В 11:20 от них поступил доклад о том, что траверса находится в разобранном виде. Руководителем работ, в нарушение технического процесса, было принято решение поднимать крышку ЯР стропилами. Крышка была остроплена за 4 рыма, вместо штатной траверсы и начат подъем. Подъем крышки ЯР проводился в несколько приемов. Движение КР вместе с крышкой произошло за счет заклинивания штока КР в проеме крышки под воздействием заневоленного упора. При этом, в начале подъема, когда усилие сцепления было недостаточным, крышка, преодолевая это усилие, не увлекала за собой КР. По мере продвижения крышки вверх сцепление штока КР с крышкой усиливалось и стало достаточным для подъема КР. При этом движение КР вверх могло происходить только при условии перемещения вверх балки. Соединение балки с опорой стойки посредством тросика не препятствовало этому, т.к. при перемещении балки происходит выбор слабины тросика и его натяжение. В районе критического положения КР (при подъеме ее на 150 мм) произошел разрыв тросика и вследствие этого резкий подъем крышки ЯР с жестко закрепленной в ней КР за счет натяжения тросов подъемного крана. При подъеме КР на 25-30 мм выше критического положения, в нижней части активной зоны, на высоте 180-200 мм от нижних упоров, возникла самоподдерживающаяся цепная реакция деления с коротким периодом удвоения мощности. Большие тепловыделения в нижней части активной зоны привели к разогреву теплоносителя с образованием пара, в основном внутри технологических каналов и резкому повышению давления первого контура. Этим давлением подбросило крышку ЯР. Выброс значительной части теплоносителя из каналов снизил реактивность, благодаря чему цепная реакция деления прекратилась, но компенсирующая решетка, выталкиваемая из активной зоны давлением 1-го контура, снова высвободила избыточную реактивность, из-за чего вновь стала развиваться цепная реакция деления и произошло повторное резкое повышение давления первого контура, которым из корпуса ЯР выбросило крышку и промежуточные плиты с остатками технологических каналов. Таким образом, произошло два тепловых взрыва. Полное глушение ЯР произошло вследствие большого разрушения активной зоны.