Главная > Новости > Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)

Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


11-04-2011, 09:49. Разместил: ud-25
АНОМАЛИИ И АРТЕФАКТЫ


Непосредственно с понятием «локация» в игре связаны артефакты — главный источник дохода сталкеров (более 30 разновидностей). Обычно, артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества. После выбросов в S.T.A.L.K.E.R.е разные объекты (камни, гвозди, куски металла, приборы) могут обрести аномальную энергетику и стать артефактами. Ученые изучают влияние артефактов как с точки зрения их медико-биологического применения (улучшение состояния здоровья и иммунитета), так и технологического применения (энергетика, медицинское и высокотехнологичное оборудование, научные приборы).

Вероятно, что существуют артефакты неземного происхождения, представляющие особый интерес своим составом и свойствами. Практически все они имеют научную и коммерческую виртуальную ценность.

Наиболее часто артефакты обнаруживаются в аномалиях (в игре около 20) и архианомалиях (также около 20), взаимодействующих с окружающим ландшафтом, и концентрирующихся в определённых местах. Аномалиями в игре принято считать энергетические ловушки, пси-поля, зоны с повышенным или недопустимым уровнем радиации, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100g и т.п. условия, созданные без явного контроля и вмешательства человека. С аномальными зонами связывается и появление псевдоживотных. Фанаты РПГ ожидали океаны крови и жутких монстров и были разочарованы. Даже здесь авторы пошли научным путем: радиация начала менять ДНК животных, вернувшихся в Зону, и под этим воздействием они превратились в монстров.

По другой версии новые виды животных были созданы при проведении генетических экспериментов в секретных лабораториях учеными из «О-сознания». У каждого монстра есть свой «родитель» - собака, кабан, человек. Но особенно интересна пси-собака - редкая разновидность псевдособаки, способная создавать фантомы-двойники. Встречается во всех играх серии, но очень редко. Исследования аномальных зон невозможно без медицинских и антирадиационных материалов, что тоже верно и близко к реальности.

Аномальные зоны в реальной жизни — явление повсеместное, однако малоизученное. Официальная наука относится к большинству из них настороженно.

Такую позицию легко объясняет их определение. Аномальная зона — область, где долгое время с некоторой регулярностью наблюдаются аномальные явления, не согласующиеся с официальной наукой или нехарактерные для данной местности. Традиционно принято делить аномальные зоны на места силы (характеризуются наличием в них большого количества положительной энергетики) и гиблые места (проклятое место, чёртово место — места с отрицательной энергетикой). Методы определения: субъективные — с помощью биолокации, наблюдения за самочувствием; объективные — с помощью приборов (часы, компас), физического оборудования; косвенные — наблюдение за растительностью, поведением птиц и животных около аномальной зоны. Подробная карта аномальных зон на территории бывшего СССР создана ОНИОО «Космопоиск».
Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис. 14. Карта аномальных зон на территории бывшего СССР (В.Чернобров, 1997 г.)



Но артефакт, найденный в аномалии, в игре — не всегда одно и то же, что и артефакт в науке. В переводе с латинского артефакт — явление, система, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых обстоятельствах по естественным причинам нереально или маловероятно (искусственно сделанное). Артефакт в научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора.

Артефакты — удел археологов, историков и уфологов. Ежегодно не только научные экспедиции, но и туристы или обычные люди находят сотни странных предметов, не укладывающихся в современные научные познания или гипотезы. Вот несколько примеров интересных артефактов:

1. В 1900 году странный предмет был найден на греческом острове Андикитера. По своей внутренней структуре он очень напоминает аналоговый компьютер и ему более 2 000 лет. Найден в обломках старинного кора[I love this site] на глубине 43 метров. Это были заржавевшие детали какого-то устройства, получившего название «механизм из Антикитеры». О технической природе этой находки ученые догадались лишь в 1902 году. После этого артефакт подвергся тщательному изучению. Время его изготовления было установлено сравнительно точно — около 87 года до нашей эры. По сути, он представляет собой сложную систему циферблатов, шестеренок, червячных передач и шкал, которая предположительно использовалась для проведения серьёзных астрономических расчетов.

2. Золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они похожи на модель самолёта с дельтакрылом и хвостовым оперением. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати «золотых самолётиков». С помощью радиоуглеродного метода установлено, что эти фигурки были изготовлены примерно в 500 году нашей эры. Авторами этих шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии.

3. Естественный атомный реактор в Окло. В Габоне вблизи экватора в 1972г. обнаружили урановый рудник, который 1900 миллионов лет назад работал как природный ядерный реактор. Обнаружили шесть «реакторных» зон с признаками протекания реакции деления. По остаткам распада актиноидов был сделан вывод, что реактор работал в режиме медленного кипения на протяжении сотен тысяч лет. Содержание изотопа урана U-235 меньше стандартного. Дело в том, что содержание 0,7202 % характерно для всех урановых минералов, горных пород и вод Земли, только в месторождении в Окло эта норма нарушена и составляет 0,7171%. Эта разница предположительно возникла в результате «выгорания» U-235, такой процесс наблюдается в топках ядерных электростанций. Ученые полагают, что нахождение рудника в тропической зоне и близкое расположение к поверхности, где достаточное количество грунтовых вод, благоприятно для работы природного ядерного реактора.

Одними из самых известных христианских артефактов, обладающих мистической силой, являются копье Иисуса, чаша Грааля и туринская Плащаница. Споры противников и сторонников магической силы этих предметов ведутся долгое время, но единого мнения об их происхождении и степени воздействия на окружающий мир до сих пор не найдено. Поиском и изучением артефактов занимаются многие исследователи, как в России, так и в мире, идентификацией и анализом — некоторые лаборатории, а комплексным исследованием — ОНИОО «Космопоиск» под руководством В.Черноброва.



СООБЩЕСТВО УЧЕНЫХ

В игровой истории Зоны о деятельности «группировки» ученых рассказывается немного, а в самой игре, значимость их как персонажей больше фоновая, чем активная. Согласно легенде игры, в 2007-2008 гг. Зона продолжала расти. Причина катастрофы доподлинно не установлена. Погибших и пропавших без вести людей большое количество. Редкие научные экспедиции заканчиваются трагедией, немногие выжившие рассказывают о фантастических аномальных образованиях и мутировавших видах живых существ, обладающих удивительными способностями. В 2010 году вслед за сталкерами-одиночками за исследование Зоны принимаются учёные. Организуются экспедиции, появляются мобильные лаборатории внутри периметра. В «ТЧ» — это самая малочисленная группировка на территории Зоны в лице Сахарова, Круглова, полуразложившегося тела Васильева , 2-х погибших сотрудников в подземельях под Янтарем и группы погибающих в бою рядом с их вертолетом на Дикой территории.

Аналогичная ситуация с двумя поздними играми. В первой части игры группу ученых представляют обитатели лаборатории, располагающейся на пространстве озера Янтарь. Вот что о них пишется в истории игры в рамках описания групп: «Учёные (экологи). Отдельные исследовательские группы ученых, финансируемые государством. Работают и проживают в мобильных лабораториях. Несмотря на глубокие познания, на практике в полевых условиях почти беспомощны, поэтому вынуждены пользоваться услугами сталкеров». Меченый отправляется к ним и узнаёт о гибели Призрака в лаборатории X16, а также получает экспериментальную защиту от пси излучения для отключения «Радара». Возглавляет экспедицию профессор Сахаров, «давно интересующийся феноменом пси-излучения и добивающийся определённых результатов, создав ряд препаратов-протекторов».

Нет никаких сомнений, что прототипом профессора Сахарова стал академик АН СССР, трижды Герой Социалистического труда, Лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989). Ему принадлежат первые в мире работы по управляемой термоядерной реакции. Он один из создателей водородной бомбы в СССР — «отец водородной бомбы». Автор трудов по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. Исходя из законов микромира Сахаров вывел асимметрию Вселенной. В 1952 году инициировал работы по созданию взрывно-магнитных генераторов. По его методу в 1964 году было получено магнитное поле напряжением 25 млн. гаусс — рекордное по тем временам.
Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис. 15. А.Д. Сахаров (слева) в CERN в июле 1989 г.



Нобелевскую лекцию Сахарова в 1975 году прочла его жена Елена Боннэр: «В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз на «предыдущих» и «последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требование Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами цели». Таким было его жизненное кредо.

Имеет место и киноаналогия. В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» одним из главных персонажей тоже является Профессор, роль которого сыграл народный артист УССР Николай Гринько. Профессор — физик, нашедший 20-ти килотонную бомбу, собранную его коллегами как он сам говорит: «…старое здание, четвертый бункер». Именно последняя фраза в фильме одна из знаковых — авария на ЧАЭС произошла именно в четвертом энергоблоке. Профессор хочет уничтожить Комнату желаний, но обезвреживает и выбрасывает бомбу. Чем конкретно занимался Профессор у Тарковского остается за кадром, мы видим только его психологические переживания как ученого и человека.
Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис. 16. Профессор Сахаров из ТЧ (1), Профессор из фильма «Сталкер», актер Н.Гринько (2),
академик А.Д. Сахаров (3)


Возвращаясь к деятельности академика А.Д.Сахарова, для сравнения с игровым миром в его биографии выделим направление научных исследований, связанное с электромагнитным излучением. Так, в №8 журнала «Техника молодежи» за 1966 год он опубликовал небольшую статью «Магнитное поле взрыва». В этом материале кратко рассказывается о магнитокумулятивных генераторах (МКГ) в которых направленный взрыв сжимает контур с магнитным полем, что порождает мощнейший электромагнитный импульс. Сахаров считал, что МКГ могут быть использованы на сверхмощных ускорителях элементарных частиц, например, таких как Большой адронный коллайдер CERN (он побывал в Швейцарии в 1989 году). Впоследствии научному руководителю РФЯЦ-ВНИИЭФ — директору НТЦФ, доктору физико-математических наук В.Д.Селемиру удалось провести первый в мире успешный эксперимент по преобразованию энергии магнитокумулятивного генератора в СВЧ-излучение.

Такого рода электромагнитное поле с начала 1960-х гг. рассматривается учеными и военными как оружие электромагнитного поражения как искусственных, так и биологических объектов. Это напрямую относится и к американской системе High Frequency Active Auroral Research Programme (HAARP) и к советским разработкам ЗГРЛС, упомянутым выше. Поэтому, даже в научных исследованиях, деятельность игрового Сахарова пересекается с работами гениального академика.

Академик А.Д. Сахаров сам, в какой-то степени, был популяризатором науки. Он призывал ученых быть ответственными за свои открытия и изобретения. Краткую биографию этого выдающегося физика, правозащитника и общественного деятеля
можно прочитать на Википедии.

На научном кордоне озера можно встретить еще одного ученого. Это эколог, профессор Круглов. Он ассистент и помощник Сахарова. Запрашивает помощь на Дикой Территории, чтобы пробиться через засаду наёмников. Если он не погибнет, то позже будет нужно охранять его во время замеров пси-излучения. Если и существует реальный прототип виртуального Круглова, то найти его достаточно сложно — информации об этом человеке в игре крайне мало, он все время находится в комбинезоне и мы не видим его лица. В сети были обнаружены более 30 реальных известных советских (российских) ученых-экологов по фамилии Круглов. А вот роль самих экологов в судьбе Чернобыля достойна особого внимания. В свое время Чернобыль стал переломной точкой и началом эпохи экологической гласности в СССР, появлением новых научных экобионаправлений.

Чернобыльская авария служит наглядным примером гибели окружающего ландшафта и видоизменения всех его экосистем. Урок Чернобыля и опыт, приобретенный человечеством, является примером и стимулом для системного подхода к решению экологических проблем. В том числе из катастрофы на ЧАЭС в России ежегодно с 15 апреля по 5 июня проводятся Дни защиты от экологической опасности. В сообщество S.T.A.L.K.E.R.овских ученых также входят:
- Профессор Семёнов. Он появляется в лаборатории, если погибает Круглов.
Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис.17. Круглов в комбинезоне ССП-99М (1), Семенов в комбинезоне ССП-99 (2)


- Васильев, виновный в гибели Призрака. Это в его аудиозаписях говорится, что Призрака накрыло излучением. На самом деле Васильев струсил и сбежал, бросив сталкера. И хотя ему удаётся выбраться из лаборатории X16, он не находит свой бункер и погибает на болотах от рук зомбированных.

- Группа ученых (или сталкеров-экологов) «Чистое Небо» («ЧН»), обитавшая на болотах и ставшая известной только после сверхвыброса и открывшемуся к ним проходу. Члены «ЧН» носили небесно-синий камуфляж. Символ Чистого Неба — чайка. Возглавляли группировку учёные: Лебедев Н. А., Каланча Е.Ф., Суслов В. И., ранее участвовавшие в проектах «О-Сознания». Они пытаются выяснить причину сверхвыброса. Была практически полностью уничтожена в 2011 году, отдельные выжившие представители рассеялись по Зоне либо были зомбированы и подвергнуты вербовке по программе «S.T.A.L.K.E.R.», другие разбрелись по зоне и скрывались от остальных сталкеров на болотах. Основная работа группировки — исследование Зоны. Руководитель группы Лебедев предположительно погиб во время штурма ЧАЭС в 2011 году.

Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис.18. Символ группировки «Чистое Небо» (1), Лебедев (2)



- В «Тенях Чернобыля» лаборатория учёных располагается недалеко от станции Янов. В ней работают профессора Герман и Озерский. Судя по обстановке в лаборатории они занимаются сбором и изучением артефактов.

Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)


Рис.19. Озерский (1), общий символ группировки «Ученые» (2)



Ученый в игре - человек Зоны. Зона - живой организм и игра позволяет ощутит ее дыхание. Это же делают и ученые. Они не просто исследователи и фиксаторы явлений, а пионеры новых направлений науки. Ученые не вооружены и не имеют возможности добывать артефакты самостоятельно, поэтому сотрудничают с группировками. Они продают сталкерам аппаратуру, защитные скафандры и новую экспериментальную технику, помогающую выживать в Зоне. Можно предположить, что представлены в игре не только экологи, но и химики, физики, биологи, эпидемиологи, экзобиологи (изучающие мутантов), географы и т.д. Научные экспедиции изучают аномальные зоны. И хотя это в той или иной степени удел практически всех персонажей и группировок игры, цель ученых — исследовать и систематизировать полученные данные, провести анализ артефактов для дальнейшего использования, в то время как все остальные группировки видят в артефактах только средство получения денег. Роль реальной науки в происшедшем на ЧАЭС многогранна. Физики-ядерщики, совместно с химиками открыли и «приручили» энергию атома. Технологи, инженеры, архитекторы, строители, экономисты — рассчитали и построили атомную станцию. После выброса ликвидировали аварию и объект «Укрытие». Более 20 лет экологи и биологи мониторят окружающую среду, а историки пишут мемуары и летописи. И игра, и жуткая реальность 1986 года объединили практически все известные научные направления.

Роль науки в реальной жизни, безусловно, на порядки превосходит ее роли в игре, ведь в Зоне ЧАЭС нет группировок и воинствующих сталкеров, а вот ученые изучают Зону отчуждения постоянно. И даже Стрелок в конце гейм-трилогии присоединяется к ученым и становится консультантом в Институте изучения Зоны...
{SL}
Вернуться назад