Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 2)
автор: ud-25 | 11-04-2011, 09:49 | Просмотров:
АНОМАЛИИ И АРТЕФАКТЫ
Непосредственно с понятием «локация» в игре связаны артефакты — главный источник дохода сталкеров (более 30 разновидностей). Обычно, артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества. После выбросов в S.T.A.L.K.E.R.е разные объекты (камни, гвозди, куски металла, приборы) могут обрести аномальную энергетику и стать артефактами. Ученые изучают влияние артефактов как с точки зрения их медико-биологического применения (улучшение состояния здоровья и иммунитета), так и технологического применения (энергетика, медицинское и высокотехнологичное оборудование, научные приборы).
Вероятно, что существуют артефакты неземного происхождения, представляющие особый интерес своим составом и свойствами. Практически все они имеют научную и коммерческую виртуальную ценность.
Наиболее часто артефакты обнаруживаются в аномалиях (в игре около 20) и архианомалиях (также около 20), взаимодействующих с окружающим ландшафтом, и концентрирующихся в определённых местах. Аномалиями в игре принято считать энергетические ловушки, пси-поля, зоны с повышенным или недопустимым уровнем радиации, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100g и т.п. условия, созданные без явного контроля и вмешательства человека. С аномальными зонами связывается и появление псевдоживотных. Фанаты РПГ ожидали океаны крови и жутких монстров и были разочарованы. Даже здесь авторы пошли научным путем: радиация начала менять ДНК животных, вернувшихся в Зону, и под этим воздействием они превратились в монстров.
По другой версии новые виды животных были созданы при проведении генетических экспериментов в секретных лабораториях учеными из «О-сознания». У каждого монстра есть свой «родитель» - собака, кабан, человек. Но особенно интересна пси-собака - редкая разновидность псевдособаки, способная создавать фантомы-двойники. Встречается во всех играх серии, но очень редко. Исследования аномальных зон невозможно без медицинских и антирадиационных материалов, что тоже верно и близко к реальности.
Аномальные зоны в реальной жизни — явление повсеместное, однако малоизученное. Официальная наука относится к большинству из них настороженно.
Такую позицию легко объясняет их определение. Аномальная зона — область, где долгое время с некоторой регулярностью наблюдаются аномальные явления, не согласующиеся с официальной наукой или нехарактерные для данной местности. Традиционно принято делить аномальные зоны на места силы (характеризуются наличием в них большого количества положительной энергетики) и гиблые места (проклятое место, чёртово место — места с отрицательной энергетикой). Методы определения: субъективные — с помощью биолокации, наблюдения за самочувствием; объективные — с помощью приборов (часы, компас), физического оборудования; косвенные — наблюдение за растительностью, поведением птиц и животных около аномальной зоны. Подробная карта аномальных зон на территории бывшего СССР создана ОНИОО «Космопоиск».
Но артефакт, найденный в аномалии, в игре — не всегда одно и то же, что и артефакт в науке. В переводе с латинского артефакт — явление, система, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых обстоятельствах по естественным причинам нереально или маловероятно (искусственно сделанное). Артефакт в научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора.
Артефакты — удел археологов, историков и уфологов. Ежегодно не только научные экспедиции, но и туристы или обычные люди находят сотни странных предметов, не укладывающихся в современные научные познания или гипотезы. Вот несколько примеров интересных артефактов:
1. В 1900 году странный предмет был найден на греческом острове Андикитера. По своей внутренней структуре он очень напоминает аналоговый компьютер и ему более 2 000 лет. Найден в обломках старинного кора[I love this site] на глубине 43 метров. Это были заржавевшие детали какого-то устройства, получившего название «механизм из Антикитеры». О технической природе этой находки ученые догадались лишь в 1902 году. После этого артефакт подвергся тщательному изучению. Время его изготовления было установлено сравнительно точно — около 87 года до нашей эры. По сути, он представляет собой сложную систему циферблатов, шестеренок, червячных передач и шкал, которая предположительно использовалась для проведения серьёзных астрономических расчетов.
2. Золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они похожи на модель самолёта с дельтакрылом и хвостовым оперением. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати «золотых самолётиков». С помощью радиоуглеродного метода установлено, что эти фигурки были изготовлены примерно в 500 году нашей эры. Авторами этих шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии.
3. Естественный атомный реактор в Окло. В Габоне вблизи экватора в 1972г. обнаружили урановый рудник, который 1900 миллионов лет назад работал как природный ядерный реактор. Обнаружили шесть «реакторных» зон с признаками протекания реакции деления. По остаткам распада актиноидов был сделан вывод, что реактор работал в режиме медленного кипения на протяжении сотен тысяч лет. Содержание изотопа урана U-235 меньше стандартного. Дело в том, что содержание 0,7202 % характерно для всех урановых минералов, горных пород и вод Земли, только в месторождении в Окло эта норма нарушена и составляет 0,7171%. Эта разница предположительно возникла в результате «выгорания» U-235, такой процесс наблюдается в топках ядерных электростанций. Ученые полагают, что нахождение рудника в тропической зоне и близкое расположение к поверхности, где достаточное количество грунтовых вод, благоприятно для работы природного ядерного реактора.
Одними из самых известных христианских артефактов, обладающих мистической силой, являются копье Иисуса, чаша Грааля и туринская Плащаница. Споры противников и сторонников магической силы этих предметов ведутся долгое время, но единого мнения об их происхождении и степени воздействия на окружающий мир до сих пор не найдено. Поиском и изучением артефактов занимаются многие исследователи, как в России, так и в мире, идентификацией и анализом — некоторые лаборатории, а комплексным исследованием — ОНИОО «Космопоиск» под руководством В.Черноброва.
СООБЩЕСТВО УЧЕНЫХ
В игровой истории Зоны о деятельности «группировки» ученых рассказывается немного, а в самой игре, значимость их как персонажей больше фоновая, чем активная. Согласно легенде игры, в 2007-2008 гг. Зона продолжала расти. Причина катастрофы доподлинно не установлена. Погибших и пропавших без вести людей большое количество. Редкие научные экспедиции заканчиваются трагедией, немногие выжившие рассказывают о фантастических аномальных образованиях и мутировавших видах живых существ, обладающих удивительными способностями. В 2010 году вслед за сталкерами-одиночками за исследование Зоны принимаются учёные. Организуются экспедиции, появляются мобильные лаборатории внутри периметра. В «ТЧ» — это самая малочисленная группировка на территории Зоны в лице Сахарова, Круглова, полуразложившегося тела Васильева , 2-х погибших сотрудников в подземельях под Янтарем и группы погибающих в бою рядом с их вертолетом на Дикой территории.
Аналогичная ситуация с двумя поздними играми. В первой части игры группу ученых представляют обитатели лаборатории, располагающейся на пространстве озера Янтарь. Вот что о них пишется в истории игры в рамках описания групп: «Учёные (экологи). Отдельные исследовательские группы ученых, финансируемые государством. Работают и проживают в мобильных лабораториях. Несмотря на глубокие познания, на практике в полевых условиях почти беспомощны, поэтому вынуждены пользоваться услугами сталкеров». Меченый отправляется к ним и узнаёт о гибели Призрака в лаборатории X16, а также получает экспериментальную защиту от пси излучения для отключения «Радара». Возглавляет экспедицию профессор Сахаров, «давно интересующийся феноменом пси-излучения и добивающийся определённых результатов, создав ряд препаратов-протекторов».
Нет никаких сомнений, что прототипом профессора Сахарова стал академик АН СССР, трижды Герой Социалистического труда, Лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989). Ему принадлежат первые в мире работы по управляемой термоядерной реакции. Он один из создателей водородной бомбы в СССР — «отец водородной бомбы». Автор трудов по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. Исходя из законов микромира Сахаров вывел асимметрию Вселенной. В 1952 году инициировал работы по созданию взрывно-магнитных генераторов. По его методу в 1964 году было получено магнитное поле напряжением 25 млн. гаусс — рекордное по тем временам.
Нобелевскую лекцию Сахарова в 1975 году прочла его жена Елена Боннэр: «В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз на «предыдущих» и «последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требование Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами цели». Таким было его жизненное кредо.
Имеет место и киноаналогия. В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» одним из главных персонажей тоже является Профессор, роль которого сыграл народный артист УССР Николай Гринько. Профессор — физик, нашедший 20-ти килотонную бомбу, собранную его коллегами как он сам говорит: «…старое здание, четвертый бункер». Именно последняя фраза в фильме одна из знаковых — авария на ЧАЭС произошла именно в четвертом энергоблоке. Профессор хочет уничтожить Комнату желаний, но обезвреживает и выбрасывает бомбу. Чем конкретно занимался Профессор у Тарковского остается за кадром, мы видим только его психологические переживания как ученого и человека.
Возвращаясь к деятельности академика А.Д.Сахарова, для сравнения с игровым миром в его биографии выделим направление научных исследований, связанное с электромагнитным излучением. Так, в №8 журнала «Техника молодежи» за 1966 год он опубликовал небольшую статью «Магнитное поле взрыва». В этом материале кратко рассказывается о магнитокумулятивных генераторах (МКГ) в которых направленный взрыв сжимает контур с магнитным полем, что порождает мощнейший электромагнитный импульс. Сахаров считал, что МКГ могут быть использованы на сверхмощных ускорителях элементарных частиц, например, таких как Большой адронный коллайдер CERN (он побывал в Швейцарии в 1989 году). Впоследствии научному руководителю РФЯЦ-ВНИИЭФ — директору НТЦФ, доктору физико-математических наук В.Д.Селемиру удалось провести первый в мире успешный эксперимент по преобразованию энергии магнитокумулятивного генератора в СВЧ-излучение.
Такого рода электромагнитное поле с начала 1960-х гг. рассматривается учеными и военными как оружие электромагнитного поражения как искусственных, так и биологических объектов. Это напрямую относится и к американской системе High Frequency Active Auroral Research Programme (HAARP) и к советским разработкам ЗГРЛС, упомянутым выше. Поэтому, даже в научных исследованиях, деятельность игрового Сахарова пересекается с работами гениального академика.
Академик А.Д. Сахаров сам, в какой-то степени, был популяризатором науки. Он призывал ученых быть ответственными за свои открытия и изобретения. Краткую биографию этого выдающегося физика, правозащитника и общественного деятеля
можно прочитать на Википедии.
На научном кордоне озера можно встретить еще одного ученого. Это эколог, профессор Круглов. Он ассистент и помощник Сахарова. Запрашивает помощь на Дикой Территории, чтобы пробиться через засаду наёмников. Если он не погибнет, то позже будет нужно охранять его во время замеров пси-излучения. Если и существует реальный прототип виртуального Круглова, то найти его достаточно сложно — информации об этом человеке в игре крайне мало, он все время находится в комбинезоне и мы не видим его лица. В сети были обнаружены более 30 реальных известных советских (российских) ученых-экологов по фамилии Круглов. А вот роль самих экологов в судьбе Чернобыля достойна особого внимания. В свое время Чернобыль стал переломной точкой и началом эпохи экологической гласности в СССР, появлением новых научных экобионаправлений.
Чернобыльская авария служит наглядным примером гибели окружающего ландшафта и видоизменения всех его экосистем. Урок Чернобыля и опыт, приобретенный человечеством, является примером и стимулом для системного подхода к решению экологических проблем. В том числе из катастрофы на ЧАЭС в России ежегодно с 15 апреля по 5 июня проводятся Дни защиты от экологической опасности. В сообщество S.T.A.L.K.E.R.овских ученых также входят:
- Профессор Семёнов. Он появляется в лаборатории, если погибает Круглов.
- Васильев, виновный в гибели Призрака. Это в его аудиозаписях говорится, что Призрака накрыло излучением. На самом деле Васильев струсил и сбежал, бросив сталкера. И хотя ему удаётся выбраться из лаборатории X16, он не находит свой бункер и погибает на болотах от рук зомбированных.
- Группа ученых (или сталкеров-экологов) «Чистое Небо» («ЧН»), обитавшая на болотах и ставшая известной только после сверхвыброса и открывшемуся к ним проходу. Члены «ЧН» носили небесно-синий камуфляж. Символ Чистого Неба — чайка. Возглавляли группировку учёные: Лебедев Н. А., Каланча Е.Ф., Суслов В. И., ранее участвовавшие в проектах «О-Сознания». Они пытаются выяснить причину сверхвыброса. Была практически полностью уничтожена в 2011 году, отдельные выжившие представители рассеялись по Зоне либо были зомбированы и подвергнуты вербовке по программе «S.T.A.L.K.E.R.», другие разбрелись по зоне и скрывались от остальных сталкеров на болотах. Основная работа группировки — исследование Зоны. Руководитель группы Лебедев предположительно погиб во время штурма ЧАЭС в 2011 году.
- В «Тенях Чернобыля» лаборатория учёных располагается недалеко от станции Янов. В ней работают профессора Герман и Озерский. Судя по обстановке в лаборатории они занимаются сбором и изучением артефактов.
Ученый в игре - человек Зоны. Зона - живой организм и игра позволяет ощутит ее дыхание. Это же делают и ученые. Они не просто исследователи и фиксаторы явлений, а пионеры новых направлений науки. Ученые не вооружены и не имеют возможности добывать артефакты самостоятельно, поэтому сотрудничают с группировками. Они продают сталкерам аппаратуру, защитные скафандры и новую экспериментальную технику, помогающую выживать в Зоне. Можно предположить, что представлены в игре не только экологи, но и химики, физики, биологи, эпидемиологи, экзобиологи (изучающие мутантов), географы и т.д. Научные экспедиции изучают аномальные зоны. И хотя это в той или иной степени удел практически всех персонажей и группировок игры, цель ученых — исследовать и систематизировать полученные данные, провести анализ артефактов для дальнейшего использования, в то время как все остальные группировки видят в артефактах только средство получения денег. Роль реальной науки в происшедшем на ЧАЭС многогранна. Физики-ядерщики, совместно с химиками открыли и «приручили» энергию атома. Технологи, инженеры, архитекторы, строители, экономисты — рассчитали и построили атомную станцию. После выброса ликвидировали аварию и объект «Укрытие». Более 20 лет экологи и биологи мониторят окружающую среду, а историки пишут мемуары и летописи. И игра, и жуткая реальность 1986 года объединили практически все известные научные направления.
Роль науки в реальной жизни, безусловно, на порядки превосходит ее роли в игре, ведь в Зоне ЧАЭС нет группировок и воинствующих сталкеров, а вот ученые изучают Зону отчуждения постоянно. И даже Стрелок в конце гейм-трилогии присоединяется к ученым и становится консультантом в Институте изучения Зоны...
Непосредственно с понятием «локация» в игре связаны артефакты — главный источник дохода сталкеров (более 30 разновидностей). Обычно, артефакт в компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества. После выбросов в S.T.A.L.K.E.R.е разные объекты (камни, гвозди, куски металла, приборы) могут обрести аномальную энергетику и стать артефактами. Ученые изучают влияние артефактов как с точки зрения их медико-биологического применения (улучшение состояния здоровья и иммунитета), так и технологического применения (энергетика, медицинское и высокотехнологичное оборудование, научные приборы).
Вероятно, что существуют артефакты неземного происхождения, представляющие особый интерес своим составом и свойствами. Практически все они имеют научную и коммерческую виртуальную ценность.
Наиболее часто артефакты обнаруживаются в аномалиях (в игре около 20) и архианомалиях (также около 20), взаимодействующих с окружающим ландшафтом, и концентрирующихся в определённых местах. Аномалиями в игре принято считать энергетические ловушки, пси-поля, зоны с повышенным или недопустимым уровнем радиации, разнонаправленные гравитационные потоки силой более 100g и т.п. условия, созданные без явного контроля и вмешательства человека. С аномальными зонами связывается и появление псевдоживотных. Фанаты РПГ ожидали океаны крови и жутких монстров и были разочарованы. Даже здесь авторы пошли научным путем: радиация начала менять ДНК животных, вернувшихся в Зону, и под этим воздействием они превратились в монстров.
По другой версии новые виды животных были созданы при проведении генетических экспериментов в секретных лабораториях учеными из «О-сознания». У каждого монстра есть свой «родитель» - собака, кабан, человек. Но особенно интересна пси-собака - редкая разновидность псевдособаки, способная создавать фантомы-двойники. Встречается во всех играх серии, но очень редко. Исследования аномальных зон невозможно без медицинских и антирадиационных материалов, что тоже верно и близко к реальности.
Аномальные зоны в реальной жизни — явление повсеместное, однако малоизученное. Официальная наука относится к большинству из них настороженно.
Такую позицию легко объясняет их определение. Аномальная зона — область, где долгое время с некоторой регулярностью наблюдаются аномальные явления, не согласующиеся с официальной наукой или нехарактерные для данной местности. Традиционно принято делить аномальные зоны на места силы (характеризуются наличием в них большого количества положительной энергетики) и гиблые места (проклятое место, чёртово место — места с отрицательной энергетикой). Методы определения: субъективные — с помощью биолокации, наблюдения за самочувствием; объективные — с помощью приборов (часы, компас), физического оборудования; косвенные — наблюдение за растительностью, поведением птиц и животных около аномальной зоны. Подробная карта аномальных зон на территории бывшего СССР создана ОНИОО «Космопоиск».
Рис. 14. Карта аномальных зон на территории бывшего СССР (В.Чернобров, 1997 г.)
Но артефакт, найденный в аномалии, в игре — не всегда одно и то же, что и артефакт в науке. В переводе с латинского артефакт — явление, система, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых обстоятельствах по естественным причинам нереально или маловероятно (искусственно сделанное). Артефакт в научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора.
Артефакты — удел археологов, историков и уфологов. Ежегодно не только научные экспедиции, но и туристы или обычные люди находят сотни странных предметов, не укладывающихся в современные научные познания или гипотезы. Вот несколько примеров интересных артефактов:
1. В 1900 году странный предмет был найден на греческом острове Андикитера. По своей внутренней структуре он очень напоминает аналоговый компьютер и ему более 2 000 лет. Найден в обломках старинного кора[I love this site] на глубине 43 метров. Это были заржавевшие детали какого-то устройства, получившего название «механизм из Антикитеры». О технической природе этой находки ученые догадались лишь в 1902 году. После этого артефакт подвергся тщательному изучению. Время его изготовления было установлено сравнительно точно — около 87 года до нашей эры. По сути, он представляет собой сложную систему циферблатов, шестеренок, червячных передач и шкал, которая предположительно использовалась для проведения серьёзных астрономических расчетов.
2. Золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они похожи на модель самолёта с дельтакрылом и хвостовым оперением. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати «золотых самолётиков». С помощью радиоуглеродного метода установлено, что эти фигурки были изготовлены примерно в 500 году нашей эры. Авторами этих шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии.
3. Естественный атомный реактор в Окло. В Габоне вблизи экватора в 1972г. обнаружили урановый рудник, который 1900 миллионов лет назад работал как природный ядерный реактор. Обнаружили шесть «реакторных» зон с признаками протекания реакции деления. По остаткам распада актиноидов был сделан вывод, что реактор работал в режиме медленного кипения на протяжении сотен тысяч лет. Содержание изотопа урана U-235 меньше стандартного. Дело в том, что содержание 0,7202 % характерно для всех урановых минералов, горных пород и вод Земли, только в месторождении в Окло эта норма нарушена и составляет 0,7171%. Эта разница предположительно возникла в результате «выгорания» U-235, такой процесс наблюдается в топках ядерных электростанций. Ученые полагают, что нахождение рудника в тропической зоне и близкое расположение к поверхности, где достаточное количество грунтовых вод, благоприятно для работы природного ядерного реактора.
Одними из самых известных христианских артефактов, обладающих мистической силой, являются копье Иисуса, чаша Грааля и туринская Плащаница. Споры противников и сторонников магической силы этих предметов ведутся долгое время, но единого мнения об их происхождении и степени воздействия на окружающий мир до сих пор не найдено. Поиском и изучением артефактов занимаются многие исследователи, как в России, так и в мире, идентификацией и анализом — некоторые лаборатории, а комплексным исследованием — ОНИОО «Космопоиск» под руководством В.Черноброва.
СООБЩЕСТВО УЧЕНЫХ
В игровой истории Зоны о деятельности «группировки» ученых рассказывается немного, а в самой игре, значимость их как персонажей больше фоновая, чем активная. Согласно легенде игры, в 2007-2008 гг. Зона продолжала расти. Причина катастрофы доподлинно не установлена. Погибших и пропавших без вести людей большое количество. Редкие научные экспедиции заканчиваются трагедией, немногие выжившие рассказывают о фантастических аномальных образованиях и мутировавших видах живых существ, обладающих удивительными способностями. В 2010 году вслед за сталкерами-одиночками за исследование Зоны принимаются учёные. Организуются экспедиции, появляются мобильные лаборатории внутри периметра. В «ТЧ» — это самая малочисленная группировка на территории Зоны в лице Сахарова, Круглова, полуразложившегося тела Васильева , 2-х погибших сотрудников в подземельях под Янтарем и группы погибающих в бою рядом с их вертолетом на Дикой территории.
Аналогичная ситуация с двумя поздними играми. В первой части игры группу ученых представляют обитатели лаборатории, располагающейся на пространстве озера Янтарь. Вот что о них пишется в истории игры в рамках описания групп: «Учёные (экологи). Отдельные исследовательские группы ученых, финансируемые государством. Работают и проживают в мобильных лабораториях. Несмотря на глубокие познания, на практике в полевых условиях почти беспомощны, поэтому вынуждены пользоваться услугами сталкеров». Меченый отправляется к ним и узнаёт о гибели Призрака в лаборатории X16, а также получает экспериментальную защиту от пси излучения для отключения «Радара». Возглавляет экспедицию профессор Сахаров, «давно интересующийся феноменом пси-излучения и добивающийся определённых результатов, создав ряд препаратов-протекторов».
Нет никаких сомнений, что прототипом профессора Сахарова стал академик АН СССР, трижды Герой Социалистического труда, Лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989). Ему принадлежат первые в мире работы по управляемой термоядерной реакции. Он один из создателей водородной бомбы в СССР — «отец водородной бомбы». Автор трудов по магнитной гидродинамике, физике плазмы, элементарным частицам, астрофизике, гравитации. Исходя из законов микромира Сахаров вывел асимметрию Вселенной. В 1952 году инициировал работы по созданию взрывно-магнитных генераторов. По его методу в 1964 году было получено магнитное поле напряжением 25 млн. гаусс — рекордное по тем временам.
Рис. 15. А.Д. Сахаров (слева) в CERN в июле 1989 г.
Нобелевскую лекцию Сахарова в 1975 году прочла его жена Елена Боннэр: «В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз на «предыдущих» и «последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требование Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами цели». Таким было его жизненное кредо.
Имеет место и киноаналогия. В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» одним из главных персонажей тоже является Профессор, роль которого сыграл народный артист УССР Николай Гринько. Профессор — физик, нашедший 20-ти килотонную бомбу, собранную его коллегами как он сам говорит: «…старое здание, четвертый бункер». Именно последняя фраза в фильме одна из знаковых — авария на ЧАЭС произошла именно в четвертом энергоблоке. Профессор хочет уничтожить Комнату желаний, но обезвреживает и выбрасывает бомбу. Чем конкретно занимался Профессор у Тарковского остается за кадром, мы видим только его психологические переживания как ученого и человека.
Рис. 16. Профессор Сахаров из ТЧ (1), Профессор из фильма «Сталкер», актер Н.Гринько (2),
академик А.Д. Сахаров (3)
академик А.Д. Сахаров (3)
Возвращаясь к деятельности академика А.Д.Сахарова, для сравнения с игровым миром в его биографии выделим направление научных исследований, связанное с электромагнитным излучением. Так, в №8 журнала «Техника молодежи» за 1966 год он опубликовал небольшую статью «Магнитное поле взрыва». В этом материале кратко рассказывается о магнитокумулятивных генераторах (МКГ) в которых направленный взрыв сжимает контур с магнитным полем, что порождает мощнейший электромагнитный импульс. Сахаров считал, что МКГ могут быть использованы на сверхмощных ускорителях элементарных частиц, например, таких как Большой адронный коллайдер CERN (он побывал в Швейцарии в 1989 году). Впоследствии научному руководителю РФЯЦ-ВНИИЭФ — директору НТЦФ, доктору физико-математических наук В.Д.Селемиру удалось провести первый в мире успешный эксперимент по преобразованию энергии магнитокумулятивного генератора в СВЧ-излучение.
Такого рода электромагнитное поле с начала 1960-х гг. рассматривается учеными и военными как оружие электромагнитного поражения как искусственных, так и биологических объектов. Это напрямую относится и к американской системе High Frequency Active Auroral Research Programme (HAARP) и к советским разработкам ЗГРЛС, упомянутым выше. Поэтому, даже в научных исследованиях, деятельность игрового Сахарова пересекается с работами гениального академика.
Академик А.Д. Сахаров сам, в какой-то степени, был популяризатором науки. Он призывал ученых быть ответственными за свои открытия и изобретения. Краткую биографию этого выдающегося физика, правозащитника и общественного деятеля
можно прочитать на Википедии.
На научном кордоне озера можно встретить еще одного ученого. Это эколог, профессор Круглов. Он ассистент и помощник Сахарова. Запрашивает помощь на Дикой Территории, чтобы пробиться через засаду наёмников. Если он не погибнет, то позже будет нужно охранять его во время замеров пси-излучения. Если и существует реальный прототип виртуального Круглова, то найти его достаточно сложно — информации об этом человеке в игре крайне мало, он все время находится в комбинезоне и мы не видим его лица. В сети были обнаружены более 30 реальных известных советских (российских) ученых-экологов по фамилии Круглов. А вот роль самих экологов в судьбе Чернобыля достойна особого внимания. В свое время Чернобыль стал переломной точкой и началом эпохи экологической гласности в СССР, появлением новых научных экобионаправлений.
Чернобыльская авария служит наглядным примером гибели окружающего ландшафта и видоизменения всех его экосистем. Урок Чернобыля и опыт, приобретенный человечеством, является примером и стимулом для системного подхода к решению экологических проблем. В том числе из катастрофы на ЧАЭС в России ежегодно с 15 апреля по 5 июня проводятся Дни защиты от экологической опасности. В сообщество S.T.A.L.K.E.R.овских ученых также входят:
- Профессор Семёнов. Он появляется в лаборатории, если погибает Круглов.
Рис.17. Круглов в комбинезоне ССП-99М (1), Семенов в комбинезоне ССП-99 (2)
- Васильев, виновный в гибели Призрака. Это в его аудиозаписях говорится, что Призрака накрыло излучением. На самом деле Васильев струсил и сбежал, бросив сталкера. И хотя ему удаётся выбраться из лаборатории X16, он не находит свой бункер и погибает на болотах от рук зомбированных.
- Группа ученых (или сталкеров-экологов) «Чистое Небо» («ЧН»), обитавшая на болотах и ставшая известной только после сверхвыброса и открывшемуся к ним проходу. Члены «ЧН» носили небесно-синий камуфляж. Символ Чистого Неба — чайка. Возглавляли группировку учёные: Лебедев Н. А., Каланча Е.Ф., Суслов В. И., ранее участвовавшие в проектах «О-Сознания». Они пытаются выяснить причину сверхвыброса. Была практически полностью уничтожена в 2011 году, отдельные выжившие представители рассеялись по Зоне либо были зомбированы и подвергнуты вербовке по программе «S.T.A.L.K.E.R.», другие разбрелись по зоне и скрывались от остальных сталкеров на болотах. Основная работа группировки — исследование Зоны. Руководитель группы Лебедев предположительно погиб во время штурма ЧАЭС в 2011 году.
Рис.18. Символ группировки «Чистое Небо» (1), Лебедев (2)
- В «Тенях Чернобыля» лаборатория учёных располагается недалеко от станции Янов. В ней работают профессора Герман и Озерский. Судя по обстановке в лаборатории они занимаются сбором и изучением артефактов.
Рис.19. Озерский (1), общий символ группировки «Ученые» (2)
Ученый в игре - человек Зоны. Зона - живой организм и игра позволяет ощутит ее дыхание. Это же делают и ученые. Они не просто исследователи и фиксаторы явлений, а пионеры новых направлений науки. Ученые не вооружены и не имеют возможности добывать артефакты самостоятельно, поэтому сотрудничают с группировками. Они продают сталкерам аппаратуру, защитные скафандры и новую экспериментальную технику, помогающую выживать в Зоне. Можно предположить, что представлены в игре не только экологи, но и химики, физики, биологи, эпидемиологи, экзобиологи (изучающие мутантов), географы и т.д. Научные экспедиции изучают аномальные зоны. И хотя это в той или иной степени удел практически всех персонажей и группировок игры, цель ученых — исследовать и систематизировать полученные данные, провести анализ артефактов для дальнейшего использования, в то время как все остальные группировки видят в артефактах только средство получения денег. Роль реальной науки в происшедшем на ЧАЭС многогранна. Физики-ядерщики, совместно с химиками открыли и «приручили» энергию атома. Технологи, инженеры, архитекторы, строители, экономисты — рассчитали и построили атомную станцию. После выброса ликвидировали аварию и объект «Укрытие». Более 20 лет экологи и биологи мониторят окружающую среду, а историки пишут мемуары и летописи. И игра, и жуткая реальность 1986 года объединили практически все известные научные направления.
Роль науки в реальной жизни, безусловно, на порядки превосходит ее роли в игре, ведь в Зоне ЧАЭС нет группировок и воинствующих сталкеров, а вот ученые изучают Зону отчуждения постоянно. И даже Стрелок в конце гейм-трилогии присоединяется к ученым и становится консультантом в Институте изучения Зоны...
ВНИМАНИЕ!Ваш статус - "гость". В целях соблюдения техники безопасности рекомендуется получить регистрационные данные и пройти процедуру входа.
Ссылки на загрузку:
нет
Своё Спасибо, еще не выражали.