Научный анализ игр серии S.T.A.L.K.E.R. (часть 1)
автор: ud-25 | 10-04-2011, 13:41 | Просмотров:
ВСТУПЛЕНИЕ
Выход первой части игры (трилогии по состоянию на март 2010 года) «Тени Чернобыля» в 2006 году стал не просто ожидаемым, но и перевернувшим представление виртуалити об игровом пространстве и масштабе реального бедствия, произошедшего на ЧАЭС 20 лет назад. Условно можно разделить гейм-составляющие на три основных сценарных и сюжетных направления:
1. Военное или боевое (боевые действия; тактика ведения боя; контроль обстановки).
2. Психологическое (общение персонажей; роль и положение группировок; поведение и характеры «живых» объектов; действия AI).
3. Военно-техническое (визуальное знакомство с разнообразной техникой; оружие, его характеристики и модификации, включая сопоставление с реальными аналогами; применение средств поражения).
Однако стоит обратить внимание на другую сторону игры — научно-познавательную или научно-исследовательскую. Познание — одна из наиболее востребованных потребностей человека наряду с физиологическими. Именно познание — основа всех игр, содержащих задания (квесты). Попытаемся сравнить мир игровой с реальностью. S.T.A.L.K.E.R. дает возможность осмысленной систематизации и анализа, что практически невозможно в большинстве игр, даже таких «околонаучных» как Half-Life или Xenosaga, использующих темы квантовой физики. Анализ, гипотеза, фактология и систематизация - вот основные важные отличия научного исследования от обывательского интереса. Элементы такой систематизации присутствуют в игре и это хоть малая, но уже часть того, что называется популяризацией науки.
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение, а ведь именно молодежь является наиболее массовой аудиторией компьютерных игр.
Наиболее известными в мире популяризаторами науки были и есть Сергей Капица, Яков Перельман, Айзек Азимов, Стивен Хоукинг, Карал Саган, Иван Ефремов и многие другие ученые, фантасты, футурологи и общественные деятели.
В свою очередь, Scientific Relations (связи с общественностью в науке) - это специализированная коммуникативная деятельность, в рамках которой реализуются совместные проекты государственных и бизнес-структур с научными институтами и образовательными учреждениями. Особенно тесные корни с научной средой имеют высокотехнологичные компании. К примеру, лидеры отечественной IT-индустрии возникли на базе научных институтов и центров. Эффективные коммуникации позволяют привлечь к сотрудничеству лучших молодых исследователей, организовать мониторинг перспективных для компании научных идей, продемонстрировать инновационность и технологичность бизнеса. Ресурсы игры и охват лиц, проявляющих к ней как прямой (геймеры) так и косвенный интерес вполне позволяют выполнить часть таких задач.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Безусловно, что игра являются выдающимся произведением с точки зрения визуальной передачи информации. Технические объекты прорисованы достаточно детально, что дает возможность для их внешнего изучения. А для более продвинутых геймеров предоставляется возможность сравнения техники, находящейся в Зоне, с её настоящими аналогами, работавшими ранее или использующимися в настоящее время.
1.1.Авиационная техника
Практически в 100% внешнем сходстве представлены вертолеты Ми-6 и Ми-24, причем последние как упавшие (сбитые), так и находящиеся в строю на службе в ВВС Украины. БПЛА из «Зова Припяти» весьма напоминает «беспилотники» КБ Туполева Ту-143, Ту-141 или немецкий Fi-103/V-1.
1.2. Детекторы
В S.T.A.L.K.E.R. представлены следующие виды детекторов: «Отклик», «Медведь», «Велес» и «Сварог». Детектор-сканеры используются не только учёными, но и сталкерами, военными — практически всеми группировками, представленными в игре. Простейший реальный прототип всех детекторов - счетчик Гейгера (активный элемент «Отклика») и более современные — радиометры (включая рентгенметры) и дозиметры.
Бытовые приборы имеют два режима работы с переключением «дозиметр» — «радиометр», световую и (или) звуковую сигнализацию и дисплей для отсчёта измерений.
Масса бытовых приборов от 400 до нескольких десятков граммов, размер позволяет положить их в карман. Некоторые современные модели можно надевать на запястье, как часы. Время непрерывной работы от одной батареи от нескольких суток до нескольких месяцев.
Детектором же называется чувствительный элемент дозиметра или радиометра, служащий для преобразования явлений, вызываемых ионизирующими излучениями в электрический или другой сигнал, легко доступный для измерения. Таковыми являются: ионизационная камера (дозиметр «ДДГН-02» или «ДДГ-01Д»), сцинтиллятор (радиометр «СРП-88»), счётчик Гейгера (радиометр «ДП-12», бытовые «Белла», «Сосна», «Эксперт», «Припять»), «РКСБ-104» (радиометр с возможностью работы в дежурном режиме, подаёт сигнал при превышении установленного пользователем уровня), «Мастер» (маленький экономичный рентгенметр) и так далее) или же специальный полупроводниковый диод.
1.3. Технические средства индивидуальной химической и радиационной защиты
К таковым отнесем комбинезоны, прототипы экзоскелетов и экзоскелеты, научные костюмы, респираторы и шлемы. Так, к примеру, комбинезон «СЕВА» (научно-боевой костюм сталкеров) по легенде производится в одном из киевских оборонных НИИ. Вероятно, что имеются в виду лаборатории материалов специального назначения ИПМ НАН Украины, расположенные в Киеве. Среди производителей подобных средств защиты выделим московский НИИ Стали. Защитные комбинезоны для научных целей производит ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения». Костюмы в игре внешне напоминают реальные прототипы, но подчас обладают фантастическими свойствами. Это плод фантазии авторов, правда, исключая ряд комбинезонов, используемых в войсках РХБЗ (ОЗК, Л-1 и др.) и атомной энергетике, часть из которых являются секретными.
Но отметим, интересный факт. Несколько лет назад в нашей стране был создан антирадиационный защитный скафандр. В НИИ текстильных материалов совместно с институтами ядерных исследований и общей генетики РАН, ВНИИ противопожарной обороны, Военно-медицинской академии создан специальный, насыщенный солями тяжелых металлов предельно гибкий материал. Сама композиционная ткань абсолютно безвредна для человека, а вот радиацию осла[I love this site]ет существенно. Например, гамма- излучение - практически вдвое. На Нововоронежской АЭС, где проходили испытания, облаченные в костюм успешно преодолевали крутые металлические лестницы, разматывали рукава в узких проходах между агрегатами машинного зала, за считанные минуты преодолевали полосу препятствий на полигоне, эвакуировали «пострадавших».
Вершиной индивидуальных средств защиты в игре является экзоскелет, представляющий наибольший интерес с точки зрения технологий его создания. По сути, это усилитель мышц человека, включающий в себя ряд дополнительных систем. Внешний каркас позволяет переносить больше вещей, броня даёт защиту от физических повреждений, но из-за тяжести и громоздкости конструкции быстрый бег становится невозможным. Для этого разработчики в игре «Зов Припяти» придумали модификацию с сервоприводами. Реально действующие образцы в настоящее время созданы в Японии и США.
В наше время большой преградой для начала постройки полноценных экзоскелетов является отсутствие источников энергии, которые могли бы в течение длительного времени позволить машине работать автономно. Разработкой экипировки с элементами экзоскелета занимаются различные американские компании, в том числе Lockheed Martin, которая в феврале текущего года продемонстрировала свою новую систему HULC.
Японская «Honda» создала киберустройство, позволяющее ходить на своих ногах инвалидам. Японский инженер Дзюн Асихара назвал свое детище Walking assist device. Это - экзоскелет для нижней части тела.
В Российской армии костюм с элементами экзоскелета «Боец-21» («наноброня») минобороны обещает разработать уже к 2015 году.
1.4. Оружие
В игровой серии S.T.A.L.K.E.R. присутствует множество видов вооружения. Всё оружие создано на основе реальных аналогов, но названия изменены в рамках Закона об охране авторских прав. В игре присутствуют ружья, автоматы, снайперское оружие и гранатометы. Особенного научного интереса все эти виды вооружения не представляют, часть из них уже морально и физически устарели, особенно для футуристических картин.
Но в серии присутствует и уникальное оружие. Оно представляет собой вышеприведённые образцы, либо модернизированные, либо обладающие особыми свойствами. Среди таковых гаусс-пушка или «изделие № 62» в двух вариантах — ручное и стационарное, разработанное в испытательных цехах на территории Зоны и являющееся эксклюзивным.
«Пушка Гаусса» действительно существует в реальности. Это одна из разновидностей электромагнитного ускорителя тел, обладающих массой. Немецкий учёный Карл Гаусс в 1828-1833 гг. заложил основы математической теории электромагнетизма и стал основоположником теории ускорения масс. Но на сегодняшний день пушка Гаусса не имеет особых перспектив в качестве оружия, так как значительно уступает другим видам стрелкового оружия. В перспективе, возможно, она станет массовым оружием, но лишь в будущем, когда будут созданы компактные и мощные источники электрического тока и высокотемпературные сверхпроводники (200—300К).
В игре, в угоду визуальному восприятию, гаусс-пушка выглядит весьма эффектно и необычно, по сравнению с реальными прототипами. Так, в мае 2009 года Daniel Eindhoven смастерил самодельное «гаусс-оружие», рассчитанное на 14 выстрелов и весом 5 кг. Внешне интересный аппарат чем-то напоминает игровое оружие: он прозрачен, также открыты и видны соленоиды и конденсаторы.
Из российских образцов выделим гаусс-пистолет «Псков-1100» Евгения Васильева, весом 1155 г. и питающийся от шести обычных никель-кадмиевых пальчиковых аккумуляторов, расположенных в рукоятке.
1.5. Пси-технологии
Представляют собой научно-идеологический интерес в игре, так как являются праосновой большей части сюжетных линий. По легенде игры, после взрыва 1986 года в зоне отчуждения был создан комплекс секретных лабораторий. Группа учёных изучала гипотезу о ноосфере, создала генератор излучения Кайманова - источник пси-поля. С его помощью был проведён эксперимент по воздействию на объект, расположенный в другом полушарии Земли. Сигнал был получен с искажением, будто кто-то его «подправил», исходя из этого, теория о разумности ноосферы стала рассматриваться серьёзно. Побочным результатом исследования стало открытие способностей живых существ генерировать направленное пси-излучение. В лаборатории X16 был выращен гигантский мозг. Проводилось облучение биологических образцов информационным полем разной интенсивности с последующими мутациями.
После проведённых опытов, главной целью работ стала установка контроля над ноосферой. Появился проект «О-Сознание», его участники объединили свои усилия, создав коллективный разум. Близ ЧАЭС были возведены Генераторы — специальные сооружения для осуществления контроля. Вернемся в реальность и начнем с того, что секретные лаборатории подобные тем, что существуют в S.T.A.L.K.E.R.е - не выдумка. Они существуют с тех пор как наука начала работать на государство и оборонные нужды или присутствует необходимость скрытия проводимых исследований и их результатов.
Авторы первоисточника и философской платформы для игр S.T.A.L.K.E.R. — книги «Пикник на обочине» и киносценария «Сталкер» - Аркадий и Борис Стругацкие еще в 1969 году в романе «Обитаемый остров» описывали башни, служившие инструментом контроля над сознанием. И действительно, в начале 1960-х гг. в США и СССР начались практические разработки психотронного оружия. А в пресловутом 1986 премьер-министр Советского Союза Н.И. Рыжков принял масштабную секретную программу исследования торсионных полей и разработки торсионной психотронной техники и оружия. 27 января 1986 года издано секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №137-47. о разработке программы «Управление живыми объектами, в том числе и человеком».
Так появились ЗГРЛС, по некоторым версиям, являющиеся ни чем иным как психотронным оружием. Согласно этой версии, действия персонала станции, приведшие к взрыву, обусловлены негативным психотронным влиянием ЗГРЛС «Чернобыль-2» («Дуга-1») на работников станции. Однако версия не считается серьёзной. При подобной ориентировке фазированной антенной решетки, АЭС находится со стороны торца, что исключает направленное воздействие. Также надо понимать, что в «Чернобыле-2» располагалась приемная антенна. Все перипетии создания и эксплуатации ЗГРЛС описаны Александром Бабакиным в книге «Битва в ионосфере». Объект «Чернобыль-2» стал прародителем «выжигателя мозгов», ВНЗ «Круг», а ЗРК «Волхов» в реальной жизни находился в треугольнике Лелив - Копачи — «Чернобыль-2» на вооружении ПВО Советского Союза и называется ЗРК С-75М «Волхов». Наземное оборудование для него разрабатывали в московском Государственном специальном конструкторском бюро (ГСКБ). А станция наведения ракет СНР-75 — прототип игровой.
Увы, но разработчики для игры взяли всего несколько элементов «Чернобыля-2», чем вызвали обвинения геймеров в несоответствии игрового и реального объектов. По официальным данным загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» создана в НИИДАР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Принцип действия основан на отражении излучения ионосферой, потревоженной пролётом МБР с мощным двигателем. В США В 1994-1998 гг. создана система HAARP. Множество экспертов предполагает, что HAARP имеет возможности разрушения сознания человечества в массовых масштабах. В сети на эту тему опубликовано огромное количество материалов.
1.6. Автомобили и военная техника
Наиболее простая и не представляющая особенного научного интереса техника - автомобили и автобусы отечественного производства: ЗАЗ, КаМАЗ, Москвич, ВАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ЛАЗ, УАЗ и др. Военная техника: БТР и танк Т-64.
ЛОКАЦИИ
Особый интерес вызывают такие научные направления как картография и картирование (обозначение искусственно созданных объектов). С географической (картографической или геодезической) точки зрения карта локаций во всех трех играх лишь отдаленно напоминает зону отчуждения, ЧАЭС прорисована лучше. А вот бОльшая часть города Припять в «Зове Припяти» сделана в полном соответствии со снимками с Google.Earth. В игре представлен фотореалистичный восточный район, позволяющий провести всестороннее изучение местности. Игра породила целую волну сравнений с оригиналом — реальными объектами и картой территории. Интерес к ЧАЭС, Зоне и городу-призраку атомщиков вырос в тысячи раз. В РуНете с 2006 года, по предварительным данным, появилось более 400 новых ресурсов, посвященных, так или иначе, аварии на ЧАЭС в 1986 году и серии игр. С технической и технологической точек зрения особый интерес среди локаций представляет атомная станция и ряд секретных лабораторий:
1. Х8. Находится под зданием КБО в Припяти. Там находится макет подавителя агрессии «Радуга» («Выжигатель мозгов», «Радар», созданный на базе бывшей загоризонтной РЛС «Дуга»). В этой лаборатории велась его разработка и теоретические изыскания по воздействию пси-излучателей. Среди находок в лаборатории и инструкция к «Изделию 62».
2. Х10 (X19). Лаборатория по обслуживанию «Радара». Здесь находится его выключатель (собственно это - подземелье под «Радаром»).
3. X16. Секретная лаборатория под заброшенным заводом близ Янтарного озера. Там находится установка в виде огромного мозга в ёмкости, генерирующая пси-поле. Это место, в котором велись разработки снаряжения и генных модификаций, а также окончательная сборка «Выжигателя».
4. Х17. Расположена в подземелье НИИ «Агропром» (ранее НИИ «Медприбор»). Подземелье представляет собой систему растянутых переходов, тоннелей и коридоров, соединяющих под землёй оба институтских корпуса.
5. Х18. В лаборатории производились основные компоненты «Радара», ставились биологические эксперименты и хранятся документы, открывающие тайны Зоны.
6. Лаборатория с установкой Монолита за помещением реактора ЧАЭС (Лаборатория «О-Сознания»), созданная группой учёных, ставящих эксперименты по связи с ноосферой.
7. ЧАЭС (Саркофаг и Монолит).
8. Генераторы - сооружения сферической формы для осуществления контроля ноосферы.
9. Военная лаборатория. Здесь проводили эксперименты и разрабатывали вооружение для военных. Её построили по типу всех лабораторий в Зоне.
10. Бункеры ученых, представляющие собой небольшой мобильный научный лагерь.
Судя по всему, во всех этих лабораториях осуществлялись различного рода опыты над людьми и животными. По весьма распространённой версии, значительная часть существ Зоны являются результатами этих экспериментов. В оригинальной трилогии имеются документальные, но весьма расплывчатые подтверждения этого; различные моды раскрывают эту тему более полно.
Сопоставляя реальности можно отметить, что научные лаборатории с номерами — явление обычное как в отечественной, так и в зарубежной науке. Среди НИИ, использующих такую нумерацию Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Институт нефтехимического синтеза РАН (лаборатории с №1 по №31), Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Институт механики сплошных сред УрО РАН и ряд других научных организаций. Литера «Х» в названиях лабораторий, вероятнее всего, была использована в связи со сходством с сериалом «X-Files» и аурой секретности, неизвестности и т.д., однако лаборатории «Х» существовали в СССР. В сети Интернет можно найти немало информации, согласно которой такие лаборатории появлялись в 1938 и 1953 гг. в структурах НКВД (КГБ), а «Х» - обозначало «химия». Позднее так стали обозначать лаборатории по производству ядов.
Впервые публично о деятельности лаборатории «Х» в конце 90-х заявил генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов. Такие лаборатории работали над получением ядовитого вещества без цвета и запаха, не оставляющего следов отравления. После отравления президента Украины В.Ющенко в сентябре 2004 года СМИ заговорили о том, что лаборатория «Х» не прекратила существование. Диоксин, приведший к болезни Ющенко, как выяснилось, запрещен в мире, но продолжает производиться в России, Великобритании и США. Но даже не это представляется так интересным, как высокая вероятность существования подобных секретных лабораторий. Киевский ученый Виктор Седлецкий с 1965 года участвовал в первых опытах разработки «пси-оружия». По его словам, в 1982 году генсек ЦК КПСС Андропов приказал создать в Украине Главный центр психотроники.
Основные лаборатории размещались в подземных сооружениях, удаленных на 30 км от Чернобыльской АЭС. В них были разработаны несколько типов психотронных генераторов и там же проведена серия проверочных опытов. Из сообщений Седлецкого явствует, что мощные радиолокационные комплексы ЗГРЛС имели прямое отношение к проблемам психотроники.
Фазированные решетки антенн работали и на излучение, управляя тета-дельта ритмами мозга. По данным В.Седлецкого, задачи управления отрабатывались на двух ЗГРЛС - Чернобыльской и Красноярской, которые входили в единую психотронную систему с кодовым наименованием «Шар».
Исполнитель желаний (Монолит) в игре - также не оригинальная выдумка авторов. По некоторым сведениям, Монолит - артефакт неземного происхождения с неизвестной природой и целями. Обладает сверхъестественными возможностями и, предположительно, разумом. Фактов доказывающих сверхъестественные возможности Монолита документально не обнаружено, но по косвенным данным зафиксированы случаи происшествий, необъяснимых с точки зрения человеческой логики, не поддающихся так же внятной классификации и идентификации. Сооружения, подобные Монолиту неоднократно были обнаружены на Марсе спутниками NASA. В 1965 г. аппарат «Маринер-4» передал на Землю первые фотографии «красной планеты» с близкого расстояния, на которых можно было различить некие фигуры в виде параллелепипедов.
В 1968 году фантастический роман Айзека Азимова «Космическая одиссея-2001» был экранизирован Стенли Кубриком. Там Монолиты — чёрные параллелепипеды неземного происхождения, являющиеся первоисточник жизни и смерти во Вселенной, напоминающие марсианские фигуры. И еще один факт: колыбелью человеческой цивилизации считается ущелье Олдувай в Танзании. Более 2 миллионов лет назад здесь было огромное озеро, по берегам которого селились наши далекие предки. Интересно, что Кубрик поместил первый инопланетный Монолит именно на Олдувае. А ключевое для игры понятие «исполнитель желаний», связанное с Монолитом, — предмет изучения творчества фантастов братьев А.и Б. Стругацких и режиссера А. Тарковского («Сталкер»).
Завод «Юпитер» в Припяти — аналог реального. Из собранной по крохам информации получается следующая картина. На заводе производили катушечные магнитофоны «Юпитер», хотя основная деятельность — оборонно-промышленные изделия. Выпускалась радиоэлектронная техника - модули для вычислительных военных комплексов. После аварии завод прекратил все производства. До 1995 года на предприятии занимались конструированием и испытанием робототехники для объекта «Укрытие» (энергоблок ЧАЭС), а в заводских помещениях оборудованы дозиметрические лаборатории. Из непроверенной информации - в 1986 году на заводе был развернут штаб ГО. Под заводом находится большое бомбоубежище. Предприятие работало до 1998 года.
Прообразы озера Янтарь и части водных локаций — локализованые промышленные водоемы В-9 (озеро Карачай) и В-17 (водоем Старое Болото) в Челябинской области. Водоемы используются ПО «Маяк». Эксплуатация озера Карачай начата в 1951 г. Водоем-хранилище был образовано на месте периодически пересыхающего верхового болота. За весь период работы предприятия в водоем поступило около 550 млн. Ки РАО. Основная часть активности была обусловлена относительно короткоживущими радионуклидами. В середине 1980-х гг. суммарная активность отходов, хранящихся в водоеме, была оценена в 120 млн. Ки. Хранилище Старое Болото (В-17) было образовано в результате перекрытия естественного лога плотинами в 1952 и 1954 гг. Водоем использовался для приема аварийных и различных нетехнологических жидких отходов. Последние 30 лет водоем эксплуатируется преимущественно в режиме самоочищения. Общая активность радионуклидов, хранящихся в водоеме, составляет около 1 млн. Ки. Основная их часть депонирована в донных отложениях и грунтах дна и обусловлена главным образом стронцием-90. Площадь водоема составляет около 13 га, объем воды — около 300 тыс. м3.
Остальные локации, представленные в игре, - выдумка авторов либо серьёзно измененные территории. К примеру, «Рыжий лес» - погибшие в 1986 году и частично вырубленные лесные массивы, свалка — территория в сотни раз меньшая, чем кладбище техники с ЧАЭС, а Лиманск — городок, срисованный с фотографий старых районов Киева.
Некоторые атомщики, работающие в зоне ЧАЭС, рассказывают, что они сразу чувствуют слишком высокую дозу радиоактивного облучения. Появляется внезапная головная боль, болят горящие подошвы ног, тянущие боли в правом яичке.
Радиоактивность ощущается даже по запаху - это запах свежести, как будто большая концентрация озона после грозы. Эта атмосфера с «запахом свежести» передана в игре достаточно качественно во всех локациях путем динамичной смены визуализаций, звуков и музыки.
Выход первой части игры (трилогии по состоянию на март 2010 года) «Тени Чернобыля» в 2006 году стал не просто ожидаемым, но и перевернувшим представление виртуалити об игровом пространстве и масштабе реального бедствия, произошедшего на ЧАЭС 20 лет назад. Условно можно разделить гейм-составляющие на три основных сценарных и сюжетных направления:
1. Военное или боевое (боевые действия; тактика ведения боя; контроль обстановки).
2. Психологическое (общение персонажей; роль и положение группировок; поведение и характеры «живых» объектов; действия AI).
3. Военно-техническое (визуальное знакомство с разнообразной техникой; оружие, его характеристики и модификации, включая сопоставление с реальными аналогами; применение средств поражения).
Однако стоит обратить внимание на другую сторону игры — научно-познавательную или научно-исследовательскую. Познание — одна из наиболее востребованных потребностей человека наряду с физиологическими. Именно познание — основа всех игр, содержащих задания (квесты). Попытаемся сравнить мир игровой с реальностью. S.T.A.L.K.E.R. дает возможность осмысленной систематизации и анализа, что практически невозможно в большинстве игр, даже таких «околонаучных» как Half-Life или Xenosaga, использующих темы квантовой физики. Анализ, гипотеза, фактология и систематизация - вот основные важные отличия научного исследования от обывательского интереса. Элементы такой систематизации присутствуют в игре и это хоть малая, но уже часть того, что называется популяризацией науки.
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение, а ведь именно молодежь является наиболее массовой аудиторией компьютерных игр.
Наиболее известными в мире популяризаторами науки были и есть Сергей Капица, Яков Перельман, Айзек Азимов, Стивен Хоукинг, Карал Саган, Иван Ефремов и многие другие ученые, фантасты, футурологи и общественные деятели.
В свою очередь, Scientific Relations (связи с общественностью в науке) - это специализированная коммуникативная деятельность, в рамках которой реализуются совместные проекты государственных и бизнес-структур с научными институтами и образовательными учреждениями. Особенно тесные корни с научной средой имеют высокотехнологичные компании. К примеру, лидеры отечественной IT-индустрии возникли на базе научных институтов и центров. Эффективные коммуникации позволяют привлечь к сотрудничеству лучших молодых исследователей, организовать мониторинг перспективных для компании научных идей, продемонстрировать инновационность и технологичность бизнеса. Ресурсы игры и охват лиц, проявляющих к ней как прямой (геймеры) так и косвенный интерес вполне позволяют выполнить часть таких задач.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Безусловно, что игра являются выдающимся произведением с точки зрения визуальной передачи информации. Технические объекты прорисованы достаточно детально, что дает возможность для их внешнего изучения. А для более продвинутых геймеров предоставляется возможность сравнения техники, находящейся в Зоне, с её настоящими аналогами, работавшими ранее или использующимися в настоящее время.
1.1.Авиационная техника
Практически в 100% внешнем сходстве представлены вертолеты Ми-6 и Ми-24, причем последние как упавшие (сбитые), так и находящиеся в строю на службе в ВВС Украины. БПЛА из «Зова Припяти» весьма напоминает «беспилотники» КБ Туполева Ту-143, Ту-141 или немецкий Fi-103/V-1.
Рис.1. БПЛА Ту-141 (1), Ту-143 (2), Fi-103/V-1 (3)
1.2. Детекторы
В S.T.A.L.K.E.R. представлены следующие виды детекторов: «Отклик», «Медведь», «Велес» и «Сварог». Детектор-сканеры используются не только учёными, но и сталкерами, военными — практически всеми группировками, представленными в игре. Простейший реальный прототип всех детекторов - счетчик Гейгера (активный элемент «Отклика») и более современные — радиометры (включая рентгенметры) и дозиметры.
Рис.2. Детектор «Отклик» (1) и счетчик Гейгера-Мюллера (2)
Бытовые приборы имеют два режима работы с переключением «дозиметр» — «радиометр», световую и (или) звуковую сигнализацию и дисплей для отсчёта измерений.
Масса бытовых приборов от 400 до нескольких десятков граммов, размер позволяет положить их в карман. Некоторые современные модели можно надевать на запястье, как часы. Время непрерывной работы от одной батареи от нескольких суток до нескольких месяцев.
Детектором же называется чувствительный элемент дозиметра или радиометра, служащий для преобразования явлений, вызываемых ионизирующими излучениями в электрический или другой сигнал, легко доступный для измерения. Таковыми являются: ионизационная камера (дозиметр «ДДГН-02» или «ДДГ-01Д»), сцинтиллятор (радиометр «СРП-88»), счётчик Гейгера (радиометр «ДП-12», бытовые «Белла», «Сосна», «Эксперт», «Припять»), «РКСБ-104» (радиометр с возможностью работы в дежурном режиме, подаёт сигнал при превышении установленного пользователем уровня), «Мастер» (маленький экономичный рентгенметр) и так далее) или же специальный полупроводниковый диод.
Рис.3. Детектор «Велес» (1) и радиометр AccuMAX™ XRP-3000 (2)
1.3. Технические средства индивидуальной химической и радиационной защиты
К таковым отнесем комбинезоны, прототипы экзоскелетов и экзоскелеты, научные костюмы, респираторы и шлемы. Так, к примеру, комбинезон «СЕВА» (научно-боевой костюм сталкеров) по легенде производится в одном из киевских оборонных НИИ. Вероятно, что имеются в виду лаборатории материалов специального назначения ИПМ НАН Украины, расположенные в Киеве. Среди производителей подобных средств защиты выделим московский НИИ Стали. Защитные комбинезоны для научных целей производит ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения». Костюмы в игре внешне напоминают реальные прототипы, но подчас обладают фантастическими свойствами. Это плод фантазии авторов, правда, исключая ряд комбинезонов, используемых в войсках РХБЗ (ОЗК, Л-1 и др.) и атомной энергетике, часть из которых являются секретными.
Рис.4. Костюмы войск РХБЗ (1,2) и противорадиационные комбинезоны Demron (3,4)
Но отметим, интересный факт. Несколько лет назад в нашей стране был создан антирадиационный защитный скафандр. В НИИ текстильных материалов совместно с институтами ядерных исследований и общей генетики РАН, ВНИИ противопожарной обороны, Военно-медицинской академии создан специальный, насыщенный солями тяжелых металлов предельно гибкий материал. Сама композиционная ткань абсолютно безвредна для человека, а вот радиацию осла[I love this site]ет существенно. Например, гамма- излучение - практически вдвое. На Нововоронежской АЭС, где проходили испытания, облаченные в костюм успешно преодолевали крутые металлические лестницы, разматывали рукава в узких проходах между агрегатами машинного зала, за считанные минуты преодолевали полосу препятствий на полигоне, эвакуировали «пострадавших».
Вершиной индивидуальных средств защиты в игре является экзоскелет, представляющий наибольший интерес с точки зрения технологий его создания. По сути, это усилитель мышц человека, включающий в себя ряд дополнительных систем. Внешний каркас позволяет переносить больше вещей, броня даёт защиту от физических повреждений, но из-за тяжести и громоздкости конструкции быстрый бег становится невозможным. Для этого разработчики в игре «Зов Припяти» придумали модификацию с сервоприводами. Реально действующие образцы в настоящее время созданы в Японии и США.
Рис.5. Варианты современных экзоскелетов
В наше время большой преградой для начала постройки полноценных экзоскелетов является отсутствие источников энергии, которые могли бы в течение длительного времени позволить машине работать автономно. Разработкой экипировки с элементами экзоскелета занимаются различные американские компании, в том числе Lockheed Martin, которая в феврале текущего года продемонстрировала свою новую систему HULC.
Рис.6. Военный экзоскелет системы HULC
Японская «Honda» создала киберустройство, позволяющее ходить на своих ногах инвалидам. Японский инженер Дзюн Асихара назвал свое детище Walking assist device. Это - экзоскелет для нижней части тела.
Рис.7. Экзоскелет Walking assist device
В Российской армии костюм с элементами экзоскелета «Боец-21» («наноброня») минобороны обещает разработать уже к 2015 году.
Рис.8. Прототип наноброни «Боец-21»
1.4. Оружие
В игровой серии S.T.A.L.K.E.R. присутствует множество видов вооружения. Всё оружие создано на основе реальных аналогов, но названия изменены в рамках Закона об охране авторских прав. В игре присутствуют ружья, автоматы, снайперское оружие и гранатометы. Особенного научного интереса все эти виды вооружения не представляют, часть из них уже морально и физически устарели, особенно для футуристических картин.
Но в серии присутствует и уникальное оружие. Оно представляет собой вышеприведённые образцы, либо модернизированные, либо обладающие особыми свойствами. Среди таковых гаусс-пушка или «изделие № 62» в двух вариантах — ручное и стационарное, разработанное в испытательных цехах на территории Зоны и являющееся эксклюзивным.
«Пушка Гаусса» действительно существует в реальности. Это одна из разновидностей электромагнитного ускорителя тел, обладающих массой. Немецкий учёный Карл Гаусс в 1828-1833 гг. заложил основы математической теории электромагнетизма и стал основоположником теории ускорения масс. Но на сегодняшний день пушка Гаусса не имеет особых перспектив в качестве оружия, так как значительно уступает другим видам стрелкового оружия. В перспективе, возможно, она станет массовым оружием, но лишь в будущем, когда будут созданы компактные и мощные источники электрического тока и высокотемпературные сверхпроводники (200—300К).
Рис.9. Гаусс-пушки: «Изделие 62» (1), пушка Д.Эйндховена (2) и «Псков-1100» (3)
В игре, в угоду визуальному восприятию, гаусс-пушка выглядит весьма эффектно и необычно, по сравнению с реальными прототипами. Так, в мае 2009 года Daniel Eindhoven смастерил самодельное «гаусс-оружие», рассчитанное на 14 выстрелов и весом 5 кг. Внешне интересный аппарат чем-то напоминает игровое оружие: он прозрачен, также открыты и видны соленоиды и конденсаторы.
Из российских образцов выделим гаусс-пистолет «Псков-1100» Евгения Васильева, весом 1155 г. и питающийся от шести обычных никель-кадмиевых пальчиковых аккумуляторов, расположенных в рукоятке.
1.5. Пси-технологии
Представляют собой научно-идеологический интерес в игре, так как являются праосновой большей части сюжетных линий. По легенде игры, после взрыва 1986 года в зоне отчуждения был создан комплекс секретных лабораторий. Группа учёных изучала гипотезу о ноосфере, создала генератор излучения Кайманова - источник пси-поля. С его помощью был проведён эксперимент по воздействию на объект, расположенный в другом полушарии Земли. Сигнал был получен с искажением, будто кто-то его «подправил», исходя из этого, теория о разумности ноосферы стала рассматриваться серьёзно. Побочным результатом исследования стало открытие способностей живых существ генерировать направленное пси-излучение. В лаборатории X16 был выращен гигантский мозг. Проводилось облучение биологических образцов информационным полем разной интенсивности с последующими мутациями.
После проведённых опытов, главной целью работ стала установка контроля над ноосферой. Появился проект «О-Сознание», его участники объединили свои усилия, создав коллективный разум. Близ ЧАЭС были возведены Генераторы — специальные сооружения для осуществления контроля. Вернемся в реальность и начнем с того, что секретные лаборатории подобные тем, что существуют в S.T.A.L.K.E.R.е - не выдумка. Они существуют с тех пор как наука начала работать на государство и оборонные нужды или присутствует необходимость скрытия проводимых исследований и их результатов.
Авторы первоисточника и философской платформы для игр S.T.A.L.K.E.R. — книги «Пикник на обочине» и киносценария «Сталкер» - Аркадий и Борис Стругацкие еще в 1969 году в романе «Обитаемый остров» описывали башни, служившие инструментом контроля над сознанием. И действительно, в начале 1960-х гг. в США и СССР начались практические разработки психотронного оружия. А в пресловутом 1986 премьер-министр Советского Союза Н.И. Рыжков принял масштабную секретную программу исследования торсионных полей и разработки торсионной психотронной техники и оружия. 27 января 1986 года издано секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №137-47. о разработке программы «Управление живыми объектами, в том числе и человеком».
Так появились ЗГРЛС, по некоторым версиям, являющиеся ни чем иным как психотронным оружием. Согласно этой версии, действия персонала станции, приведшие к взрыву, обусловлены негативным психотронным влиянием ЗГРЛС «Чернобыль-2» («Дуга-1») на работников станции. Однако версия не считается серьёзной. При подобной ориентировке фазированной антенной решетки, АЭС находится со стороны торца, что исключает направленное воздействие. Также надо понимать, что в «Чернобыле-2» располагалась приемная антенна. Все перипетии создания и эксплуатации ЗГРЛС описаны Александром Бабакиным в книге «Битва в ионосфере». Объект «Чернобыль-2» стал прародителем «выжигателя мозгов», ВНЗ «Круг», а ЗРК «Волхов» в реальной жизни находился в треугольнике Лелив - Копачи — «Чернобыль-2» на вооружении ПВО Советского Союза и называется ЗРК С-75М «Волхов». Наземное оборудование для него разрабатывали в московском Государственном специальном конструкторском бюро (ГСКБ). А станция наведения ракет СНР-75 — прототип игровой.
Рис.10. ЗРК С-75М «Волхов» и станция СНР-75.
Увы, но разработчики для игры взяли всего несколько элементов «Чернобыля-2», чем вызвали обвинения геймеров в несоответствии игрового и реального объектов. По официальным данным загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» создана в НИИДАР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Принцип действия основан на отражении излучения ионосферой, потревоженной пролётом МБР с мощным двигателем. В США В 1994-1998 гг. создана система HAARP. Множество экспертов предполагает, что HAARP имеет возможности разрушения сознания человечества в массовых масштабах. В сети на эту тему опубликовано огромное количество материалов.
1.6. Автомобили и военная техника
Наиболее простая и не представляющая особенного научного интереса техника - автомобили и автобусы отечественного производства: ЗАЗ, КаМАЗ, Москвич, ВАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ЛАЗ, УАЗ и др. Военная техника: БТР и танк Т-64.
ЛОКАЦИИ
Особый интерес вызывают такие научные направления как картография и картирование (обозначение искусственно созданных объектов). С географической (картографической или геодезической) точки зрения карта локаций во всех трех играх лишь отдаленно напоминает зону отчуждения, ЧАЭС прорисована лучше. А вот бОльшая часть города Припять в «Зове Припяти» сделана в полном соответствии со снимками с Google.Earth. В игре представлен фотореалистичный восточный район, позволяющий провести всестороннее изучение местности. Игра породила целую волну сравнений с оригиналом — реальными объектами и картой территории. Интерес к ЧАЭС, Зоне и городу-призраку атомщиков вырос в тысячи раз. В РуНете с 2006 года, по предварительным данным, появилось более 400 новых ресурсов, посвященных, так или иначе, аварии на ЧАЭС в 1986 году и серии игр. С технической и технологической точек зрения особый интерес среди локаций представляет атомная станция и ряд секретных лабораторий:
1. Х8. Находится под зданием КБО в Припяти. Там находится макет подавителя агрессии «Радуга» («Выжигатель мозгов», «Радар», созданный на базе бывшей загоризонтной РЛС «Дуга»). В этой лаборатории велась его разработка и теоретические изыскания по воздействию пси-излучателей. Среди находок в лаборатории и инструкция к «Изделию 62».
2. Х10 (X19). Лаборатория по обслуживанию «Радара». Здесь находится его выключатель (собственно это - подземелье под «Радаром»).
3. X16. Секретная лаборатория под заброшенным заводом близ Янтарного озера. Там находится установка в виде огромного мозга в ёмкости, генерирующая пси-поле. Это место, в котором велись разработки снаряжения и генных модификаций, а также окончательная сборка «Выжигателя».
4. Х17. Расположена в подземелье НИИ «Агропром» (ранее НИИ «Медприбор»). Подземелье представляет собой систему растянутых переходов, тоннелей и коридоров, соединяющих под землёй оба институтских корпуса.
5. Х18. В лаборатории производились основные компоненты «Радара», ставились биологические эксперименты и хранятся документы, открывающие тайны Зоны.
6. Лаборатория с установкой Монолита за помещением реактора ЧАЭС (Лаборатория «О-Сознания»), созданная группой учёных, ставящих эксперименты по связи с ноосферой.
7. ЧАЭС (Саркофаг и Монолит).
8. Генераторы - сооружения сферической формы для осуществления контроля ноосферы.
9. Военная лаборатория. Здесь проводили эксперименты и разрабатывали вооружение для военных. Её построили по типу всех лабораторий в Зоне.
10. Бункеры ученых, представляющие собой небольшой мобильный научный лагерь.
Судя по всему, во всех этих лабораториях осуществлялись различного рода опыты над людьми и животными. По весьма распространённой версии, значительная часть существ Зоны являются результатами этих экспериментов. В оригинальной трилогии имеются документальные, но весьма расплывчатые подтверждения этого; различные моды раскрывают эту тему более полно.
Сопоставляя реальности можно отметить, что научные лаборатории с номерами — явление обычное как в отечественной, так и в зарубежной науке. Среди НИИ, использующих такую нумерацию Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Институт нефтехимического синтеза РАН (лаборатории с №1 по №31), Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Институт механики сплошных сред УрО РАН и ряд других научных организаций. Литера «Х» в названиях лабораторий, вероятнее всего, была использована в связи со сходством с сериалом «X-Files» и аурой секретности, неизвестности и т.д., однако лаборатории «Х» существовали в СССР. В сети Интернет можно найти немало информации, согласно которой такие лаборатории появлялись в 1938 и 1953 гг. в структурах НКВД (КГБ), а «Х» - обозначало «химия». Позднее так стали обозначать лаборатории по производству ядов.
Впервые публично о деятельности лаборатории «Х» в конце 90-х заявил генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов. Такие лаборатории работали над получением ядовитого вещества без цвета и запаха, не оставляющего следов отравления. После отравления президента Украины В.Ющенко в сентябре 2004 года СМИ заговорили о том, что лаборатория «Х» не прекратила существование. Диоксин, приведший к болезни Ющенко, как выяснилось, запрещен в мире, но продолжает производиться в России, Великобритании и США. Но даже не это представляется так интересным, как высокая вероятность существования подобных секретных лабораторий. Киевский ученый Виктор Седлецкий с 1965 года участвовал в первых опытах разработки «пси-оружия». По его словам, в 1982 году генсек ЦК КПСС Андропов приказал создать в Украине Главный центр психотроники.
Основные лаборатории размещались в подземных сооружениях, удаленных на 30 км от Чернобыльской АЭС. В них были разработаны несколько типов психотронных генераторов и там же проведена серия проверочных опытов. Из сообщений Седлецкого явствует, что мощные радиолокационные комплексы ЗГРЛС имели прямое отношение к проблемам психотроники.
Фазированные решетки антенн работали и на излучение, управляя тета-дельта ритмами мозга. По данным В.Седлецкого, задачи управления отрабатывались на двух ЗГРЛС - Чернобыльской и Красноярской, которые входили в единую психотронную систему с кодовым наименованием «Шар».
Исполнитель желаний (Монолит) в игре - также не оригинальная выдумка авторов. По некоторым сведениям, Монолит - артефакт неземного происхождения с неизвестной природой и целями. Обладает сверхъестественными возможностями и, предположительно, разумом. Фактов доказывающих сверхъестественные возможности Монолита документально не обнаружено, но по косвенным данным зафиксированы случаи происшествий, необъяснимых с точки зрения человеческой логики, не поддающихся так же внятной классификации и идентификации. Сооружения, подобные Монолиту неоднократно были обнаружены на Марсе спутниками NASA. В 1965 г. аппарат «Маринер-4» передал на Землю первые фотографии «красной планеты» с близкого расстояния, на которых можно было различить некие фигуры в виде параллелепипедов.
Рис.11. Монолиты: Фото с Марса (1), Фильм «Космическая одиссея — 2001» (2), Игра (3)
В 1968 году фантастический роман Айзека Азимова «Космическая одиссея-2001» был экранизирован Стенли Кубриком. Там Монолиты — чёрные параллелепипеды неземного происхождения, являющиеся первоисточник жизни и смерти во Вселенной, напоминающие марсианские фигуры. И еще один факт: колыбелью человеческой цивилизации считается ущелье Олдувай в Танзании. Более 2 миллионов лет назад здесь было огромное озеро, по берегам которого селились наши далекие предки. Интересно, что Кубрик поместил первый инопланетный Монолит именно на Олдувае. А ключевое для игры понятие «исполнитель желаний», связанное с Монолитом, — предмет изучения творчества фантастов братьев А.и Б. Стругацких и режиссера А. Тарковского («Сталкер»).
Завод «Юпитер» в Припяти — аналог реального. Из собранной по крохам информации получается следующая картина. На заводе производили катушечные магнитофоны «Юпитер», хотя основная деятельность — оборонно-промышленные изделия. Выпускалась радиоэлектронная техника - модули для вычислительных военных комплексов. После аварии завод прекратил все производства. До 1995 года на предприятии занимались конструированием и испытанием робототехники для объекта «Укрытие» (энергоблок ЧАЭС), а в заводских помещениях оборудованы дозиметрические лаборатории. Из непроверенной информации - в 1986 году на заводе был развернут штаб ГО. Под заводом находится большое бомбоубежище. Предприятие работало до 1998 года.
Прообразы озера Янтарь и части водных локаций — локализованые промышленные водоемы В-9 (озеро Карачай) и В-17 (водоем Старое Болото) в Челябинской области. Водоемы используются ПО «Маяк». Эксплуатация озера Карачай начата в 1951 г. Водоем-хранилище был образовано на месте периодически пересыхающего верхового болота. За весь период работы предприятия в водоем поступило около 550 млн. Ки РАО. Основная часть активности была обусловлена относительно короткоживущими радионуклидами. В середине 1980-х гг. суммарная активность отходов, хранящихся в водоеме, была оценена в 120 млн. Ки. Хранилище Старое Болото (В-17) было образовано в результате перекрытия естественного лога плотинами в 1952 и 1954 гг. Водоем использовался для приема аварийных и различных нетехнологических жидких отходов. Последние 30 лет водоем эксплуатируется преимущественно в режиме самоочищения. Общая активность радионуклидов, хранящихся в водоеме, составляет около 1 млн. Ки. Основная их часть депонирована в донных отложениях и грунтах дна и обусловлена главным образом стронцием-90. Площадь водоема составляет около 13 га, объем воды — около 300 тыс. м3.
Рис. 12. Озеро Карачай
Остальные локации, представленные в игре, - выдумка авторов либо серьёзно измененные территории. К примеру, «Рыжий лес» - погибшие в 1986 году и частично вырубленные лесные массивы, свалка — территория в сотни раз меньшая, чем кладбище техники с ЧАЭС, а Лиманск — городок, срисованный с фотографий старых районов Киева.
Рис.13. Кладбище техники (1) и «рыжий» лес (2)
Некоторые атомщики, работающие в зоне ЧАЭС, рассказывают, что они сразу чувствуют слишком высокую дозу радиоактивного облучения. Появляется внезапная головная боль, болят горящие подошвы ног, тянущие боли в правом яичке.
Радиоактивность ощущается даже по запаху - это запах свежести, как будто большая концентрация озона после грозы. Эта атмосфера с «запахом свежести» передана в игре достаточно качественно во всех локациях путем динамичной смены визуализаций, звуков и музыки.
ВНИМАНИЕ!Ваш статус - "гость". В целях соблюдения техники безопасности рекомендуется получить регистрационные данные и пройти процедуру входа.
Ссылки на загрузку:
нет
Своё Спасибо, еще не выражали.