Глеб Острожский о книжной серии S.T.A.L.K.E.R. (Часть 4)
автор: ШтЭйн | 28-05-2012, 22:39 | Просмотров:
ВЮ: Писатели для S.T.A.L.K.E.R. — кто и, основываясь чем, отбирал их и приглашал в серию? Был какой-то общий критерий отбора? Какой?
ГО: Еще в начале интервью я говорил, что, отказавшись от "нашего" романа, "Эксмо" предложило, что будет самостоятельно подбирать авторов. Мы с этим были согласны по самой важной и очевидной причине – они профессионалы в области издания книг. Я, например, в то время не был знаком лично ни с одним писателем, и очень смутно представлял, как вообще пишутся книги.
А какими критериями руководствовалось издательство? Даже не сомневайтесь, что первый критерий – это личное знакомство редактора с автором. И это абсолютно логично. Во-первых редактор, который приглашает автора в серию, хочет получить определенный результат по срокам, качеству текста и даже жанровому стилю. Если издательство сотрудничает с автором не первый год, и редактор видел тексты автора, которые пошли в печать, или не пошли в печать (а такое тоже бывает и у не новичков), то этот редактор уже знает, что ожидать от автора. Сможет ли он не подвести и через оговоренный срок подготовить текст, будет ли тема Зоны и боевика ему близкой, или он всю жизнь только об эльфах пишет. Так что мы были полностью согласны с требованием "Эксмо", что авторов выбирают они.
Остальные критерии проистекают из первого. Редактор знает, кто из авторов сейчас не работает над другой книгой, за которую получен аванс и которую нужно через три месяца сдавать в печать. Редактор знает, кто из авторов вообще способен сделать роман в рамках чужого (!) мира. Поверьте, не всякий писатель сможет написать интересно в чужом мире. Бывает, кстати, и наоборот, я знаю авторов, которые часто пишут лучше, если мир не их, потому что у них в голове сюжеты, а вот продумывание особенностей мира, где сюжет разворачивается, у них получается хуже.
Конечно, рассказывая о процессе отбора, я описал идеального редактора :)
Отдельно хочу сказать, что в "АСТ" серию вели одновременно две редакции. Непосредственно "АСТ", где за серию отвечал господин Синицин, и издательства "Астрель", где редактором серии была госпожа Сергеева. Почему было так – это отдельный разговор. В "Эксмо" же серию вел один редактор — господин Малкин.
Поверьте, быть редактором популярной серии очень тяжело, ведь в нее попасть хотят многие авторы, и на самом деле профессия редактора во многом заключается в том, чтобы, несмотря на хорошие отношения с писателями, умудряться говорить "нет" тем авторам, которые, по твоему мнению, не годятся.
ВЮ: Были ли писатели, которые отказывались присоединиться к серии? Чем они аргументировали свой отказ?
ГО: Наверное, были. Особенно при старте серии. Для известных писателей само понятие написать по чужой теме, так сказать "под заказ", это что-то вроде уронить достоинство. Дескать "сам не могу придумать, пишу по чужому миру".
Сейчас такая мысль уже реже звучит в писательской среде (да и так часто пишут те, кого просто не приглашают никуда: или таланта мало или обязательства может не выполнить по срокам/качеству). Но в 2005 году, наверное, "Эксмо" было сложно привлечь писателей (хотя лучше обратиться к самому Дмитрию Малкину с этим вопросом).
Может быть, поэтому из трех писателей стартовых романов, удалось привлечь только одного известного фантаста – Алексея Калугина. Два других писателя взяли псевдонимы для написания в серию, причем Василий Орехов был сотрудником "Эксмо". А Игорь Пронин решился писать для серий под "основным именем" только уже в "Этногенезе", а в S.T.A.L.K.E.R. взял псевдоним Алексей Степанов.
Естественно, что после того, как S.T.A.L.K.E.R. стал популярен, из писателей, которые хотели писать по миру игры, очередь стояла.
ФС: Все авторы захотели популярности?
ГО: Ну, не только популярности. Ни для кого не секрет, что хорошие тиражи книг еще и хорошо оплачиваются. У нас даже была дискуссия при продлении договора с "Эксмо". Когда авторов приглашали писать в серию, им предлагали вознаграждение с книги, скажем условно, за Х руб. с каждого экземпляра – стандартное роялти, которое они получали, издавая свои собственные книги. При этом предполагалось, что книг выйдет 15-20 тыс. экземпляров, что для автора было неплохой гарантией приличного гонорара, большего, чем они имели собственных книг.
Через год стартовые тиражи (без учета допечаток) выросли до 60 тыс., а с допечатками некоторые авторы перевалили за 100 тыс. книг. Не наше дело, что издательство готово платить авторам гонорар в 10 раз выше того, что он получает со своей обычной книги (в то время собственные книги авторов издававшихся в серии были в районе 10 тыс. экз.). Но мы выражали недоумение тем, что, несмотря на такие серьезные вознаграждения, в серию не приглашаются авторы, которые могут увеличить ее популярность (то есть те, которые имеют "собственные" тиражи 40-50 тыс. экз.). Получалось, авторы получают с книги как звезды первой величины, но самих звёзд в серию издатель не приглашает.
Но самое главное, что удивляло — приглашенные в серию авторы иногда откровенно халтурили, и, уверен, читатели серии сами навскидку могут назвать несколько таких произведений. А это все равно, что вы взяли в Барселону играть парня из второго дивизиона на зарплату Месси, а он еще и тренировки пропускает :)
СК: Рейтинг популярности сталкерских книг — он реален или составлен искусственно? Если второе, то каким образом выбиралась книга и автор для поднятия? Какая книга самая тиражная в серии?
ГО: Честно говоря, я ни на какие рейтинги популярности особо внимания не обращал, и о каком из них идет речь, не знаю. У меня есть цифры продаж книг, а также результаты опросов, которые мы для себя делали. То есть все рейтинги, которые есть в открытом доступе — это, скорее, вопрос к отделу PR или к сайтам, их составлявших. Но если интересует то, что я знаю о популярности авторов, среди читателей, то могу рассказать.
Но хочу заранее попросить фанатов того или иного автора не бросать в меня помидорами, потому что популярный автор – это не всегда тот, кто лучше всего пишет. Первый показатель – объективный, второй — субъективный для каждого человека. Ведь не спорят же люди на тему "самое популярное блюдо".
Итак, самый популярный автор серии – Андрей Левицкий. И это очень просто объясняется – у него вышло больше всего книг. Вообще хочу заметить, что в опросах всегда, повторяю, всегда лидируют авторы, которые за последний год издали больше книг.
Да, конечно, между двумя авторами, вышедшими с разницей в месяц, может быть большая разница в популярности, но никогда (!) автор, у которого последняя книга вышла полтора-два года назад, лидером опроса не был. То есть на форумах Орехова любят, любят Калугина и Шалыгина, но там часто сидят "старожилы серии", начавшие ее читать в 2007 году, а среди обычных читателей всегда есть огромная часть, которая начала читать серию в "последние полгода". Потому, уже в начале 2010 года, в числе понравившихся читатели чаще называли Виктора Ночкина и Романа Куликова (не говоря уже о Левицком), у которых были свежие книги на полках.
Теперь о тиражах. Если смотреть с точки зрения статистики, то практически все авторы, которые выходили приблизительно в одно время имеют приблизительно одинаковые тиражи +/- 10%.
Есть только один автор, который серьезно отличается по продажам от остальных – фанаты серии. Именно сборники их рассказов, особенно первый, продавались лучше всего.
А вот из авторов, которые неожиданно продавались лучше, чем "соседи", могу отметить "Закон Снайпера" Дмитрия Силлова. Были авторы, которые продавались неожиданно более вяло, но, думаю, об этом стоит вежливо не распространяться :)
Кстати, и сольные книги Силлова (серия "Кремль 2222"), насколько, я вижу по тиражам, сейчас на таких уровнях, что многим фантастам-старожилам остается только завидовать.
ВЮ: Почему издательство не проводило среди читателей конкурсов, по итогам которых можно было бы составить и включить в серию сборники рассказов или повестей? Ведь это бы пользовалось большой популярностью.
ГО: Мы все еще говорим о серии S.T.A.L.K.E.R.? В ней вышло три сборника. Причем издатели отмечали, что уровень рассказов в наших конкурсах их приятно удивлял. Это отметили еще, когда готовили первый сборник "Тени Чернобыля".
Почему их не было больше, чем три? Причина банальная – сборник фанатских рассказов требует намного (!) больше усилий и затрат (дело там не в гонорарах) со стороны издательства, чем выход обычной книги, а кому охота взваливать на себя дополнительную работу. Поэтому выход сборников – это заслуга в первую очередь отдела PR самой GSC. Сколько это стоило труда лучше спросить у Олега Яворского и ребят его отдела.
ВЮ: Почему при составлении сборника "Зов Припяти" была такая спешка? С некоторыми, попавшими туда авторами даже не успели заключить предварительно договор.
ГО: Я уже говорил, что в "АСТ" занимались серией две редакции. Я бы даже сказал, что иногда было ощущение, что над серией работали разные издательства с разными владельцами. Так, например, я могу отметить, что редактура книг в редакции Марии Сергеевой (это издательство "Астрель"), по словам авторов, вообще одна из лучших в индустрии. Для авторов (а потом и читателей) это очень важно: хороший редактор может среднюю книгу причесать, а плохой – хорошую книгу в грязи извалять.
А вот редакция самой "АСТ" отличилась обложкой "Мглы", перлами в книгах, которые в порно-романах писать, а не в боевиках, рассчитанных на подростков. Например, книгу, которое "Эксмо" решило не издавать потому, что качество текста было низким, издали как раз в редакции "АСТ".
Вот и со сборником, эта редакция оставила "за собой" право издать сборник (самые же тиражные книги серии), а вот работать с ним было банально лень. Лето, июль-август… Мы писали письма, слали тексты, напоминали, что нужен список авторов, чтобы подписать с ними договора. На договора, на самом деле, уходит до двух месяцев времени, и у нас уже был прецедент, когда человек прислал текст хорошего рассказа, мы писали ему на мейл, что хотим взять в сборник, а он так и не отозвался (может мейлом перестал пользоваться), и мы меняли рассказ.
И, работая с "Эксмо", мы определялись со списком рассказов заранее, чтобы связаться с авторами и чтобы "объявив сборник" потом не столкнуться с накладками. Как говорится, все зависит от человеческого фактора, и в "Эксмо" этим фактором был Дмитрий Малкин – по моему, один из лучших редакторов-менеджеров индустрии.
В общем, с "Зовом Припяти" все произошло как с обложкой "Мглы". Только в сентябре (наверное, отдохнув) кинулись делать сборник. Там даже корректуры человеческой не было, сборник пошел в печать с колес, и можно найти даже авторские опечатки.
ВЮ: Почему в серию не брали "людей с улицы", то бишь пишущих поклонников раз сборники так хорошо продавались?
ГО: Почему не брали? Брали. Помню, мы с Малкиным ("Эксмо"), обсуждая популярность еще первого сборника, решили, что нужно обязательно издать роман, кого-то из фанатов. Мне наши пиарщики сказали, что "сейчас популярен Недоруб". Тогда полноценных романов-фанфиков было мало, поэтому выбор был невелик. Поэтому "Песочные часы" появились в официальной серии благодаря GSC: это было неофициальным условием продления договора с "Эксмо". Впрочем, как я сказал, сам Дмитрий Малкин был сторонником такой идеи.
Поэтому особенно "приятно" было читать, как позднее Недоруб озвучивал свои домыслы о причинах смены издательства (в начале весны 2009 года), рассказывая о жадных и злых владельцах бренда. Помню, пришлось даже просить Дмитрия Малкина официально прокомментировать, что сотрудничество наше успешное и продолжается.
Я уже вспоминал Силлова, который, я знаю, очень долго добивался внимания издателя, а когда вышел, то очень успешно продавался. Сугубо личное мнение: именно этот тернистый путь к бумажной версии (с долгим редактированием текста) и был тем позитивом, который сделал из него писателя. Иногда, если у автора получается с публикацией первой книгой очень легко, то и книга сырая, и последующее "головокружение от успеха" не позволяет критично смотреть на свои творения.
Были еще книги Тумановского, Куликова. Так что, думаю, вопрос "почему не привлекали" — слегка не к серии S.T.A.L.K.E.R.
Другое дело, что нужно четко понимать: качественный фанфик и качественная книга – это разные вещи. То, что популярно у фанатов, с литературной точки зрения может требовать еще очень большей работы: глубокой редактуры, правок.
Работы с "любителем" издательству намного больше, а я говорил уже, что в среднем все книги продавались одинаково, поэтому естественно нежелание издателей очень активно публиковать фанатов. Ведь после первой книги нужна вторая, третья. А тут может оказаться, что первую книгу автор написал с вдохновением, пять раз переработал, вычитал, а вторую напишет кое-как — ни сюжета, ни языка, да и сроки написания будут в два-три раза больше, чем это сделает опытный писатель.
ВЮ: На Росконе 2010 Сергей Слюсаренко получил награду за свой роман "Кубатура сферы", что было, мягко говоря, неожиданно — ведь оценивать новеллизации не по правилам этого конвента. Почему это произошло?
ГО: Придётся открыть маленькую тайну серии, которая позволит приоткрыть завесу над вопросами по очень большому количеству книг, "почему они появились", да и по многим моментам в самой серии. Я говорил, что в издательстве "АСТ" серию вел редактор Андрей Синицын. Не сложно с помощью Google найти о нем информацию. Например, что он член оргкомитета Роскона или о том, что он литературный агент и составитель сборников. Проще говоря, в редакции АСТ сложилась ситуация подобная тому, если бы отбор участников концерта "Песня года" поручили бы продюсеру нескольких исполнителей. Вы сомневаетесь, что эти исполнители не попали бы на этот концерт?
Возможно, господин Синицын является литагентом писателя Слюсаренко? Меня мало занимал этот вопрос. Мы в GSC узнали о получении премии уже постфактум и особенно этим не интересовались – главное в книгах, чтобы их читал читатель, а не чтобы они получали премии и награды.
Тот же роман "Generation П" премиями фантастических конвентов не осыпан, а народ до сих пор ее покупает и помнит (даже если не учитывать выход фильма). А вот что с романами-лауреатами сейчас? Кто их перечитывает? Очень мало из них сейчас можно найти на полках.
ДР: Хотелось бы узнать о причинах полного отсутствия какой-либо хронологии в книгах и допуске серьёзных различий уже в первых произведениях. И отсюда же вытекающие вопросы про отсутствие заранее прописанной связи между игровыми и книжными персонажами, из-за чего одни и те же в разных книгах виделись по-разному?
ГО: Я уже говорил, что на первом этапе мы подготовили описание мира, по которому писались первые три произведения. В принципе, эти материалы были у каждого редактора серии и, мы очень надеялись, что они добирались до писателя. Как было на самом деле сложно сказать.
С другой стороны, после выхода игры лучшим пособием по миру игры была сама игра. Другое дело, что почти никто из писателей в игру не играл. Я абсолютно серьёзно говорю. На мои вопросы "почему?" ответы были разные, но сводились в основном "зачем, ведь лучше продаваться не будет, а времени отнимет много".
Может быть, кого-то удивит такой подход, но каким то оправданием такой позиции может служить, например, книга Дмитрия Янковского, которая была близка к сюжету игры (не будем трогать "фееричную" концовку), а продавалась, из книг вышедших в то время, хуже других. Это с одной стороны.
А с другой стороны, если внимательно прочитать многие книги, то становиться понятно, что авторы не писали их "с нуля". Они брали свой невышедший роман, немножко переделывали и… вперед, в серию. При чем переделки были настолько косметическими иногда, что если бы не логотип, я бы подумал, что это не книга серии, а так, "по мотивам" написана. Конечно, сами авторы писали в блогах, что "хотели привнести что-то новое в мир игры, оживить серию, дать свой взгляд", но тут нужно понимать: у вас есть половина или больше нормального текста для романа. Если сидеть переписывать какие-то важные моменты, то они влияют на сюжет. То есть получается, что вместо недели-другой на переделку уйдет месяц-другой, а еще и дописать новые части надо.
Вот писатели, как обычные люди, и решают проблему путём меньшего сопротивления – "я так вижу мир Сталкера". Осуждать их за это глупо, ведь большинство читателей на их месте поступили бы так же (а может, и поступают в своей профессии). Другое дело, что у серии есть редактор. И вопросы в первую очередь к нему.
У нас были конфликты с издателями, когда выходили такие откровенные "эксперименты" (как и куски для порно-романов), но, как правило, вопросы у нас были только к романам под кураторством господина Синицына.
Это, конечно если не учитывать книги вышедшие в 2011 году…
ФС: А что в 2011 году?
ГО: Это отдельная тема, вопросы к которой будет в теме "Закрытие серии".
ВЮ: Пару лет назад читатели, возмущенные качеством и содержанием издаваемых книг, хотели обратиться в издательство с предложением поставить куратора, координирующего общее направление писательского творчества и придерживающего самих писателей в их полете фантазии в определенных рамках. Это предложение вызвало резкое возмущение у писателей серии. Знало ли издательство об этом? Предпринимало ли что-нибудь в этом направлении?
ГО: На самом деле такой куратор у серии есть всегда – это редактор издательства. Другой вопрос – насколько он справляется с этим. Ну а писателям идея внешнего куратора, конечно, не понравится. Не только потому, что они плохие и плохо пишут. Просто даже у отличной книги всегда есть сторонники и противники. И профессиональные редакторы исключают момент личного вкуса при оценке произведения.
Но, конечно, не исключаю возмущение некоторых писателей и еще с той точки зрения, что пришлось бы тратить время на игру и перечитывания книг других авторов. Кто ж любит лишнюю работу? :)
ВЮ: Если брать в целом – какое влияние имело на издательство мнение читателей книжной серии "Сталкер"?
ГО: Если в целом, то большое. Ведь серия либо растет в тиражах, либо нет. А долгие годы читатели показывали, что им все нравится, и они с радостью покупают практически все (!) книги. Как по-другому издатель может учитывать мнения читателей? По форуму? Поверьте, есть много писателей (я не о серии S.T.A.L.K.E.R.), популярных на форумах, с огромными группами Вконтакте, которые часто мелькают в разных интервью, но почему-то плохо продающих свои книги. Читатель голосует рублем.
Вот я, как авто-новичок, больше всего волнуюсь не о том, что напишут в отзывах к книге у меня в Вконтакте или на Самиздате, а в том, будут ли ее покупать и советовать друзьям купить, или не будут.
Замечания — это ценный взгляд со стороны, который может помочь сделать следующую книгу лучше, и только. Хотя если говорить о Самиздате, то, выкладывая книгу в процессе написания, получаешь отличную возможность доработать и переработать эпизоды и даже сюжет. Так я, например, переписал всю концовку "Экспантов" по сравнению с той версией, что лежит сейчас на пиратских библиотеках, да и с некоторыми частями книги, тоже неплохо поработал.
Хотя… многие новички уверены, что позитивные отзывы френдов на форуме – уже свидетельство, что книга получилась :)
Но я считаю, что продажи – вот признак для оценки работы.
ВЮ: Вячеслав Шалыгин, написавший три книги в серию, написал и четвертую, которую не мог издать, поскольку "АСТ" не принимало ее. Почему? Алексей Кулагин тоже писал продолжение своей книги, которую он, по его словам, просто отказался издавать в "АСТ", мотивируя тем, что серия опошлилась и стала насквозь коммерческой, утратив первоначальную идею (это не дословно). Прокомментируйте, пожалуйста.
ГО: Всегда сложно комментировать решения других людей. Могу высказать свой взгляд на проблему.
Во-первых, у каждого издательства есть "свои" писатели. Точнее, сам издатель считает их своими, и поэтому не очень позитивно относится, если автор публикуется у конкурента. При этом многие авторы сильно зависят от издателя. Если Вы не Панов или Акунин, то каждую книгу вы несете в издательство с волнением – "вдруг откажут". Особенно если вы автор-середнячок (я имею в виду не качество текстов, а тиражи). Поверьте, очень многие тексты "своих" авторов, возможно, редактор не поставил бы в печать, если бы они пришли к нему в общем потоке писем :)
Поэтому многие авторы опасаются уходить от издателя, который его публикует: вдруг в другом месте возьмут только один роман, а потом сложно возвратится в то место откуда ушёл. Не только потому, что редактор бяка и злопамятный. Просто потому что не стоят за тобой 20-30 тысяч читателей, которые готовы купить любую твою книгу, поэтому сейчас издательство продвигает новых авторов, которые могут "выстрелить", а твой роман не станет публиковать.
Что же касается конкретно серии S.T.A.L.K.E.R., то, во-первых, готовые работы авторов, которые лежали в "Эксмо", были все опубликованы (того же Калугина или Бобла).
Во-вторых, я лично общался с некоторыми писателями "Эксмо" о том, чтобы они продолжали писать для серии. Бобл и Левицкий согласились. Другие — нет. Думаю, в первую очередь, потому что они получили предложение работать для "Зоны смерти". Ведь в тот момент, казалось, что повторить успех S.T.A.L.K.E.R. легко: сделай оформление в стиле S.T.A.L.K.E.R., тему схожую – и аудитория схавает.
А спустя два года, когда "Зона смерти" закончилась, популярность старых атворов среди читателей уже была не так высока (уже писал об этом), чтобы издательство предлагало ветеранам серии "особые" условия работы. Почему особые? Потому что "АСТ" стало платить меньше авторам, чем платило "Эксмо" (не всем, но многим), хотя намного (!) больше, чем автор получал бы с собственной книги вне серии. И я считаю абсолютно логичным, что Вася Пупкин с собственными тиражами в 5 тыс. не должен получать гонорар Панова или Перумова. Он помимо высокого гонорара получает возможность найти своего читателя, чем воспользовалась только единицы из всей когорты "сталкеровских писателей".
Может быть, поэтому упомянутые авторы не договорились, я не знаю.
ГО: Еще в начале интервью я говорил, что, отказавшись от "нашего" романа, "Эксмо" предложило, что будет самостоятельно подбирать авторов. Мы с этим были согласны по самой важной и очевидной причине – они профессионалы в области издания книг. Я, например, в то время не был знаком лично ни с одним писателем, и очень смутно представлял, как вообще пишутся книги.
А какими критериями руководствовалось издательство? Даже не сомневайтесь, что первый критерий – это личное знакомство редактора с автором. И это абсолютно логично. Во-первых редактор, который приглашает автора в серию, хочет получить определенный результат по срокам, качеству текста и даже жанровому стилю. Если издательство сотрудничает с автором не первый год, и редактор видел тексты автора, которые пошли в печать, или не пошли в печать (а такое тоже бывает и у не новичков), то этот редактор уже знает, что ожидать от автора. Сможет ли он не подвести и через оговоренный срок подготовить текст, будет ли тема Зоны и боевика ему близкой, или он всю жизнь только об эльфах пишет. Так что мы были полностью согласны с требованием "Эксмо", что авторов выбирают они.
Остальные критерии проистекают из первого. Редактор знает, кто из авторов сейчас не работает над другой книгой, за которую получен аванс и которую нужно через три месяца сдавать в печать. Редактор знает, кто из авторов вообще способен сделать роман в рамках чужого (!) мира. Поверьте, не всякий писатель сможет написать интересно в чужом мире. Бывает, кстати, и наоборот, я знаю авторов, которые часто пишут лучше, если мир не их, потому что у них в голове сюжеты, а вот продумывание особенностей мира, где сюжет разворачивается, у них получается хуже.
Конечно, рассказывая о процессе отбора, я описал идеального редактора :)
Отдельно хочу сказать, что в "АСТ" серию вели одновременно две редакции. Непосредственно "АСТ", где за серию отвечал господин Синицин, и издательства "Астрель", где редактором серии была госпожа Сергеева. Почему было так – это отдельный разговор. В "Эксмо" же серию вел один редактор — господин Малкин.
Поверьте, быть редактором популярной серии очень тяжело, ведь в нее попасть хотят многие авторы, и на самом деле профессия редактора во многом заключается в том, чтобы, несмотря на хорошие отношения с писателями, умудряться говорить "нет" тем авторам, которые, по твоему мнению, не годятся.
ВЮ: Были ли писатели, которые отказывались присоединиться к серии? Чем они аргументировали свой отказ?
ГО: Наверное, были. Особенно при старте серии. Для известных писателей само понятие написать по чужой теме, так сказать "под заказ", это что-то вроде уронить достоинство. Дескать "сам не могу придумать, пишу по чужому миру".
Сейчас такая мысль уже реже звучит в писательской среде (да и так часто пишут те, кого просто не приглашают никуда: или таланта мало или обязательства может не выполнить по срокам/качеству). Но в 2005 году, наверное, "Эксмо" было сложно привлечь писателей (хотя лучше обратиться к самому Дмитрию Малкину с этим вопросом).
Может быть, поэтому из трех писателей стартовых романов, удалось привлечь только одного известного фантаста – Алексея Калугина. Два других писателя взяли псевдонимы для написания в серию, причем Василий Орехов был сотрудником "Эксмо". А Игорь Пронин решился писать для серий под "основным именем" только уже в "Этногенезе", а в S.T.A.L.K.E.R. взял псевдоним Алексей Степанов.
Естественно, что после того, как S.T.A.L.K.E.R. стал популярен, из писателей, которые хотели писать по миру игры, очередь стояла.
ФС: Все авторы захотели популярности?
ГО: Ну, не только популярности. Ни для кого не секрет, что хорошие тиражи книг еще и хорошо оплачиваются. У нас даже была дискуссия при продлении договора с "Эксмо". Когда авторов приглашали писать в серию, им предлагали вознаграждение с книги, скажем условно, за Х руб. с каждого экземпляра – стандартное роялти, которое они получали, издавая свои собственные книги. При этом предполагалось, что книг выйдет 15-20 тыс. экземпляров, что для автора было неплохой гарантией приличного гонорара, большего, чем они имели собственных книг.
Через год стартовые тиражи (без учета допечаток) выросли до 60 тыс., а с допечатками некоторые авторы перевалили за 100 тыс. книг. Не наше дело, что издательство готово платить авторам гонорар в 10 раз выше того, что он получает со своей обычной книги (в то время собственные книги авторов издававшихся в серии были в районе 10 тыс. экз.). Но мы выражали недоумение тем, что, несмотря на такие серьезные вознаграждения, в серию не приглашаются авторы, которые могут увеличить ее популярность (то есть те, которые имеют "собственные" тиражи 40-50 тыс. экз.). Получалось, авторы получают с книги как звезды первой величины, но самих звёзд в серию издатель не приглашает.
Но самое главное, что удивляло — приглашенные в серию авторы иногда откровенно халтурили, и, уверен, читатели серии сами навскидку могут назвать несколько таких произведений. А это все равно, что вы взяли в Барселону играть парня из второго дивизиона на зарплату Месси, а он еще и тренировки пропускает :)
СК: Рейтинг популярности сталкерских книг — он реален или составлен искусственно? Если второе, то каким образом выбиралась книга и автор для поднятия? Какая книга самая тиражная в серии?
ГО: Честно говоря, я ни на какие рейтинги популярности особо внимания не обращал, и о каком из них идет речь, не знаю. У меня есть цифры продаж книг, а также результаты опросов, которые мы для себя делали. То есть все рейтинги, которые есть в открытом доступе — это, скорее, вопрос к отделу PR или к сайтам, их составлявших. Но если интересует то, что я знаю о популярности авторов, среди читателей, то могу рассказать.
Но хочу заранее попросить фанатов того или иного автора не бросать в меня помидорами, потому что популярный автор – это не всегда тот, кто лучше всего пишет. Первый показатель – объективный, второй — субъективный для каждого человека. Ведь не спорят же люди на тему "самое популярное блюдо".
Итак, самый популярный автор серии – Андрей Левицкий. И это очень просто объясняется – у него вышло больше всего книг. Вообще хочу заметить, что в опросах всегда, повторяю, всегда лидируют авторы, которые за последний год издали больше книг.
Да, конечно, между двумя авторами, вышедшими с разницей в месяц, может быть большая разница в популярности, но никогда (!) автор, у которого последняя книга вышла полтора-два года назад, лидером опроса не был. То есть на форумах Орехова любят, любят Калугина и Шалыгина, но там часто сидят "старожилы серии", начавшие ее читать в 2007 году, а среди обычных читателей всегда есть огромная часть, которая начала читать серию в "последние полгода". Потому, уже в начале 2010 года, в числе понравившихся читатели чаще называли Виктора Ночкина и Романа Куликова (не говоря уже о Левицком), у которых были свежие книги на полках.
Теперь о тиражах. Если смотреть с точки зрения статистики, то практически все авторы, которые выходили приблизительно в одно время имеют приблизительно одинаковые тиражи +/- 10%.
Есть только один автор, который серьезно отличается по продажам от остальных – фанаты серии. Именно сборники их рассказов, особенно первый, продавались лучше всего.
А вот из авторов, которые неожиданно продавались лучше, чем "соседи", могу отметить "Закон Снайпера" Дмитрия Силлова. Были авторы, которые продавались неожиданно более вяло, но, думаю, об этом стоит вежливо не распространяться :)
Кстати, и сольные книги Силлова (серия "Кремль 2222"), насколько, я вижу по тиражам, сейчас на таких уровнях, что многим фантастам-старожилам остается только завидовать.
ВЮ: Почему издательство не проводило среди читателей конкурсов, по итогам которых можно было бы составить и включить в серию сборники рассказов или повестей? Ведь это бы пользовалось большой популярностью.
ГО: Мы все еще говорим о серии S.T.A.L.K.E.R.? В ней вышло три сборника. Причем издатели отмечали, что уровень рассказов в наших конкурсах их приятно удивлял. Это отметили еще, когда готовили первый сборник "Тени Чернобыля".
Почему их не было больше, чем три? Причина банальная – сборник фанатских рассказов требует намного (!) больше усилий и затрат (дело там не в гонорарах) со стороны издательства, чем выход обычной книги, а кому охота взваливать на себя дополнительную работу. Поэтому выход сборников – это заслуга в первую очередь отдела PR самой GSC. Сколько это стоило труда лучше спросить у Олега Яворского и ребят его отдела.
ВЮ: Почему при составлении сборника "Зов Припяти" была такая спешка? С некоторыми, попавшими туда авторами даже не успели заключить предварительно договор.
ГО: Я уже говорил, что в "АСТ" занимались серией две редакции. Я бы даже сказал, что иногда было ощущение, что над серией работали разные издательства с разными владельцами. Так, например, я могу отметить, что редактура книг в редакции Марии Сергеевой (это издательство "Астрель"), по словам авторов, вообще одна из лучших в индустрии. Для авторов (а потом и читателей) это очень важно: хороший редактор может среднюю книгу причесать, а плохой – хорошую книгу в грязи извалять.
А вот редакция самой "АСТ" отличилась обложкой "Мглы", перлами в книгах, которые в порно-романах писать, а не в боевиках, рассчитанных на подростков. Например, книгу, которое "Эксмо" решило не издавать потому, что качество текста было низким, издали как раз в редакции "АСТ".
Вот и со сборником, эта редакция оставила "за собой" право издать сборник (самые же тиражные книги серии), а вот работать с ним было банально лень. Лето, июль-август… Мы писали письма, слали тексты, напоминали, что нужен список авторов, чтобы подписать с ними договора. На договора, на самом деле, уходит до двух месяцев времени, и у нас уже был прецедент, когда человек прислал текст хорошего рассказа, мы писали ему на мейл, что хотим взять в сборник, а он так и не отозвался (может мейлом перестал пользоваться), и мы меняли рассказ.
И, работая с "Эксмо", мы определялись со списком рассказов заранее, чтобы связаться с авторами и чтобы "объявив сборник" потом не столкнуться с накладками. Как говорится, все зависит от человеческого фактора, и в "Эксмо" этим фактором был Дмитрий Малкин – по моему, один из лучших редакторов-менеджеров индустрии.
В общем, с "Зовом Припяти" все произошло как с обложкой "Мглы". Только в сентябре (наверное, отдохнув) кинулись делать сборник. Там даже корректуры человеческой не было, сборник пошел в печать с колес, и можно найти даже авторские опечатки.
ВЮ: Почему в серию не брали "людей с улицы", то бишь пишущих поклонников раз сборники так хорошо продавались?
ГО: Почему не брали? Брали. Помню, мы с Малкиным ("Эксмо"), обсуждая популярность еще первого сборника, решили, что нужно обязательно издать роман, кого-то из фанатов. Мне наши пиарщики сказали, что "сейчас популярен Недоруб". Тогда полноценных романов-фанфиков было мало, поэтому выбор был невелик. Поэтому "Песочные часы" появились в официальной серии благодаря GSC: это было неофициальным условием продления договора с "Эксмо". Впрочем, как я сказал, сам Дмитрий Малкин был сторонником такой идеи.
Поэтому особенно "приятно" было читать, как позднее Недоруб озвучивал свои домыслы о причинах смены издательства (в начале весны 2009 года), рассказывая о жадных и злых владельцах бренда. Помню, пришлось даже просить Дмитрия Малкина официально прокомментировать, что сотрудничество наше успешное и продолжается.
Я уже вспоминал Силлова, который, я знаю, очень долго добивался внимания издателя, а когда вышел, то очень успешно продавался. Сугубо личное мнение: именно этот тернистый путь к бумажной версии (с долгим редактированием текста) и был тем позитивом, который сделал из него писателя. Иногда, если у автора получается с публикацией первой книгой очень легко, то и книга сырая, и последующее "головокружение от успеха" не позволяет критично смотреть на свои творения.
Были еще книги Тумановского, Куликова. Так что, думаю, вопрос "почему не привлекали" — слегка не к серии S.T.A.L.K.E.R.
Другое дело, что нужно четко понимать: качественный фанфик и качественная книга – это разные вещи. То, что популярно у фанатов, с литературной точки зрения может требовать еще очень большей работы: глубокой редактуры, правок.
Работы с "любителем" издательству намного больше, а я говорил уже, что в среднем все книги продавались одинаково, поэтому естественно нежелание издателей очень активно публиковать фанатов. Ведь после первой книги нужна вторая, третья. А тут может оказаться, что первую книгу автор написал с вдохновением, пять раз переработал, вычитал, а вторую напишет кое-как — ни сюжета, ни языка, да и сроки написания будут в два-три раза больше, чем это сделает опытный писатель.
ВЮ: На Росконе 2010 Сергей Слюсаренко получил награду за свой роман "Кубатура сферы", что было, мягко говоря, неожиданно — ведь оценивать новеллизации не по правилам этого конвента. Почему это произошло?
ГО: Придётся открыть маленькую тайну серии, которая позволит приоткрыть завесу над вопросами по очень большому количеству книг, "почему они появились", да и по многим моментам в самой серии. Я говорил, что в издательстве "АСТ" серию вел редактор Андрей Синицын. Не сложно с помощью Google найти о нем информацию. Например, что он член оргкомитета Роскона или о том, что он литературный агент и составитель сборников. Проще говоря, в редакции АСТ сложилась ситуация подобная тому, если бы отбор участников концерта "Песня года" поручили бы продюсеру нескольких исполнителей. Вы сомневаетесь, что эти исполнители не попали бы на этот концерт?
Возможно, господин Синицын является литагентом писателя Слюсаренко? Меня мало занимал этот вопрос. Мы в GSC узнали о получении премии уже постфактум и особенно этим не интересовались – главное в книгах, чтобы их читал читатель, а не чтобы они получали премии и награды.
Тот же роман "Generation П" премиями фантастических конвентов не осыпан, а народ до сих пор ее покупает и помнит (даже если не учитывать выход фильма). А вот что с романами-лауреатами сейчас? Кто их перечитывает? Очень мало из них сейчас можно найти на полках.
ДР: Хотелось бы узнать о причинах полного отсутствия какой-либо хронологии в книгах и допуске серьёзных различий уже в первых произведениях. И отсюда же вытекающие вопросы про отсутствие заранее прописанной связи между игровыми и книжными персонажами, из-за чего одни и те же в разных книгах виделись по-разному?
ГО: Я уже говорил, что на первом этапе мы подготовили описание мира, по которому писались первые три произведения. В принципе, эти материалы были у каждого редактора серии и, мы очень надеялись, что они добирались до писателя. Как было на самом деле сложно сказать.
С другой стороны, после выхода игры лучшим пособием по миру игры была сама игра. Другое дело, что почти никто из писателей в игру не играл. Я абсолютно серьёзно говорю. На мои вопросы "почему?" ответы были разные, но сводились в основном "зачем, ведь лучше продаваться не будет, а времени отнимет много".
Может быть, кого-то удивит такой подход, но каким то оправданием такой позиции может служить, например, книга Дмитрия Янковского, которая была близка к сюжету игры (не будем трогать "фееричную" концовку), а продавалась, из книг вышедших в то время, хуже других. Это с одной стороны.
А с другой стороны, если внимательно прочитать многие книги, то становиться понятно, что авторы не писали их "с нуля". Они брали свой невышедший роман, немножко переделывали и… вперед, в серию. При чем переделки были настолько косметическими иногда, что если бы не логотип, я бы подумал, что это не книга серии, а так, "по мотивам" написана. Конечно, сами авторы писали в блогах, что "хотели привнести что-то новое в мир игры, оживить серию, дать свой взгляд", но тут нужно понимать: у вас есть половина или больше нормального текста для романа. Если сидеть переписывать какие-то важные моменты, то они влияют на сюжет. То есть получается, что вместо недели-другой на переделку уйдет месяц-другой, а еще и дописать новые части надо.
Вот писатели, как обычные люди, и решают проблему путём меньшего сопротивления – "я так вижу мир Сталкера". Осуждать их за это глупо, ведь большинство читателей на их месте поступили бы так же (а может, и поступают в своей профессии). Другое дело, что у серии есть редактор. И вопросы в первую очередь к нему.
У нас были конфликты с издателями, когда выходили такие откровенные "эксперименты" (как и куски для порно-романов), но, как правило, вопросы у нас были только к романам под кураторством господина Синицына.
Это, конечно если не учитывать книги вышедшие в 2011 году…
ФС: А что в 2011 году?
ГО: Это отдельная тема, вопросы к которой будет в теме "Закрытие серии".
ВЮ: Пару лет назад читатели, возмущенные качеством и содержанием издаваемых книг, хотели обратиться в издательство с предложением поставить куратора, координирующего общее направление писательского творчества и придерживающего самих писателей в их полете фантазии в определенных рамках. Это предложение вызвало резкое возмущение у писателей серии. Знало ли издательство об этом? Предпринимало ли что-нибудь в этом направлении?
ГО: На самом деле такой куратор у серии есть всегда – это редактор издательства. Другой вопрос – насколько он справляется с этим. Ну а писателям идея внешнего куратора, конечно, не понравится. Не только потому, что они плохие и плохо пишут. Просто даже у отличной книги всегда есть сторонники и противники. И профессиональные редакторы исключают момент личного вкуса при оценке произведения.
Но, конечно, не исключаю возмущение некоторых писателей и еще с той точки зрения, что пришлось бы тратить время на игру и перечитывания книг других авторов. Кто ж любит лишнюю работу? :)
ВЮ: Если брать в целом – какое влияние имело на издательство мнение читателей книжной серии "Сталкер"?
ГО: Если в целом, то большое. Ведь серия либо растет в тиражах, либо нет. А долгие годы читатели показывали, что им все нравится, и они с радостью покупают практически все (!) книги. Как по-другому издатель может учитывать мнения читателей? По форуму? Поверьте, есть много писателей (я не о серии S.T.A.L.K.E.R.), популярных на форумах, с огромными группами Вконтакте, которые часто мелькают в разных интервью, но почему-то плохо продающих свои книги. Читатель голосует рублем.
Вот я, как авто-новичок, больше всего волнуюсь не о том, что напишут в отзывах к книге у меня в Вконтакте или на Самиздате, а в том, будут ли ее покупать и советовать друзьям купить, или не будут.
Замечания — это ценный взгляд со стороны, который может помочь сделать следующую книгу лучше, и только. Хотя если говорить о Самиздате, то, выкладывая книгу в процессе написания, получаешь отличную возможность доработать и переработать эпизоды и даже сюжет. Так я, например, переписал всю концовку "Экспантов" по сравнению с той версией, что лежит сейчас на пиратских библиотеках, да и с некоторыми частями книги, тоже неплохо поработал.
Хотя… многие новички уверены, что позитивные отзывы френдов на форуме – уже свидетельство, что книга получилась :)
Но я считаю, что продажи – вот признак для оценки работы.
ВЮ: Вячеслав Шалыгин, написавший три книги в серию, написал и четвертую, которую не мог издать, поскольку "АСТ" не принимало ее. Почему? Алексей Кулагин тоже писал продолжение своей книги, которую он, по его словам, просто отказался издавать в "АСТ", мотивируя тем, что серия опошлилась и стала насквозь коммерческой, утратив первоначальную идею (это не дословно). Прокомментируйте, пожалуйста.
ГО: Всегда сложно комментировать решения других людей. Могу высказать свой взгляд на проблему.
Во-первых, у каждого издательства есть "свои" писатели. Точнее, сам издатель считает их своими, и поэтому не очень позитивно относится, если автор публикуется у конкурента. При этом многие авторы сильно зависят от издателя. Если Вы не Панов или Акунин, то каждую книгу вы несете в издательство с волнением – "вдруг откажут". Особенно если вы автор-середнячок (я имею в виду не качество текстов, а тиражи). Поверьте, очень многие тексты "своих" авторов, возможно, редактор не поставил бы в печать, если бы они пришли к нему в общем потоке писем :)
Поэтому многие авторы опасаются уходить от издателя, который его публикует: вдруг в другом месте возьмут только один роман, а потом сложно возвратится в то место откуда ушёл. Не только потому, что редактор бяка и злопамятный. Просто потому что не стоят за тобой 20-30 тысяч читателей, которые готовы купить любую твою книгу, поэтому сейчас издательство продвигает новых авторов, которые могут "выстрелить", а твой роман не станет публиковать.
Что же касается конкретно серии S.T.A.L.K.E.R., то, во-первых, готовые работы авторов, которые лежали в "Эксмо", были все опубликованы (того же Калугина или Бобла).
Во-вторых, я лично общался с некоторыми писателями "Эксмо" о том, чтобы они продолжали писать для серии. Бобл и Левицкий согласились. Другие — нет. Думаю, в первую очередь, потому что они получили предложение работать для "Зоны смерти". Ведь в тот момент, казалось, что повторить успех S.T.A.L.K.E.R. легко: сделай оформление в стиле S.T.A.L.K.E.R., тему схожую – и аудитория схавает.
А спустя два года, когда "Зона смерти" закончилась, популярность старых атворов среди читателей уже была не так высока (уже писал об этом), чтобы издательство предлагало ветеранам серии "особые" условия работы. Почему особые? Потому что "АСТ" стало платить меньше авторам, чем платило "Эксмо" (не всем, но многим), хотя намного (!) больше, чем автор получал бы с собственной книги вне серии. И я считаю абсолютно логичным, что Вася Пупкин с собственными тиражами в 5 тыс. не должен получать гонорар Панова или Перумова. Он помимо высокого гонорара получает возможность найти своего читателя, чем воспользовалась только единицы из всей когорты "сталкеровских писателей".
Может быть, поэтому упомянутые авторы не договорились, я не знаю.
Продолжение следует...
Источник: Fant-Si.Ru
ВНИМАНИЕ!Ваш статус - "гость". В целях соблюдения техники безопасности рекомендуется получить регистрационные данные и пройти процедуру входа.
Ссылки на загрузку:
Своё Спасибо, еще не выражали.