автор: Han Viachko | 4-08-2016, 16:21 | Просмотров: 2512
Не буду томить, сегодня речь пойдёт исключительно об инциденте случившемся инциденте на стройплощадке БелАЭС 10 июля этого года. Информации об случившемся столько же сколько об аварии на ЧАЭС утром следующего дня, т.е. очень мало и разрозненная. К счастью нынче век интернета, и я решил собрать всю имеющуюся информацию (от слухов до официальных заявлений). Но давайте по порядку (для полноты картины частично перескажу факты взятые из Обзора БелАЭС за июль 2016 г.).
Слухи Всё началось днём 25 июля, с того что появилась запись в фейсбуке общественного активиста Николая Уласевича.
Он сообщил, что в Островце упорно ходит слух про «инцидент» с корпусом реактора №1 который случился аж 10 июля. При проведении тренировочной установки 330-тонного корпуса реактора, по невыясненным причинам он сорвался с высоты 2-4 метра. Официально никто ничего на этот момент не сообщал.
Раньше всех бить тревогу начали в МИД-е Литвы, ну не только в Мид-е. Президент Литвы обвинила Беларускую сторону обвинив в не предоставлении информации. В свою очередь посольство Республики Беларусь в Вильнюсе обещало разобраться в ситуации и дать официальным органам Литвы ответ по поводу слухов об инциденте.
По состоянию на утро 26 июля Министерство энергетики Беларуси никак сей факт не прокомментировало. Пресс-секретарь ведомства Жанна Зенькевич заявила, что информация о возможном происшествии на стройке АЭС с участием корпуса реактора до министерства дошла и сейчас она проверяется.
Информация о ЧП на АЭС в данный момент проверяется. По итогам будет дана дополнительная информация. Проверяем. Пока не могу сказать, когда проинформируем. Мы стараемся всегда информировать, чтобы не было искаженной информации и недосказанности
(Источник - euroradio.fm)
Никакой разъяснительной информации на самой Белорусской АЭС в Островце собственно тоже не давали.
Первый ответ Единственный кто сказал хоть что то стал генеральный подрядчик строительства БелАЭС — акционерное общество «Атомстройэкспорт».
Что касается существа вопроса, то сообщаем, что корпус реактора находится за пределами реакторного отделения. Технических препятствий для его установки на штатное место нет. Генподрядчик ожидает разрешения на проведение операций по монтажу от надзорных органов
Из их заявления было понятно только что корпус реактора всё ещё не установлен на своё место (источник).
Конец молчанию Однако молчание длилось в общей сложности сутки, и 26 числа (на 16 день после предполагаемого инцидента) Министерство энергетики всё же призналось что инцедент имел место: По информации генерального подрядчика АО „Атомстройэкспорт“, нештатная ситуация произошла на площадке хранения корпуса реактора при проведении такелажных работ по его перемещению в горизонтальной плоскости.
В министерстве также сообщили, что РУП «Белорусская АЭС», являющаяся заказчиком проекта, незамедлительно затребовало у генерального подрядчика все необходимые документы и сведения. (Источник )
330-тонный сварной корпус ядерного реактора сорвался с высоты минимум 2 метра. Общественность заволновалась. Ведь не понятно а пригоден ли вообще в дальнейшем этот корпус?
Вид при подъезде к БелАЭС
28 числа В МИД Литвы была вызвана временный поверенный Беларуси в делах ЛитвыЛюдмила Татаринович, и далее по сообщению МИД Литвы: Белорусскому дипломату была вручена нота с просьбой как можно скорее провести тщательное расследование этого инцидента и ознакомить с результатами расследования Литву и другие соседние государства, а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
Реакция МАГАТЭ В пресс-службе МАГАТЭ в прочем подметили, что агентство предоставляет
Поддержку государствам-членам в их работе по выполнению взятых на себя обязательств. Мы делаем это, к примеру, через наши стандарты безопасности или путем предоставления государствам-членам по их запросу обзоров по безопасности и охране и оценочных услуг. Для любой специфической информации мы рекомендуем связаться с местными властями
(Источник) Местными властями это в смысле с Беларуской стороной, которая то ли отмалчивается, то ли всерьёз надеялась на добросовестность РосАтома.
РосАтом, версия №1 Тогда же, 28 числа представители беларуского «Радыё Свабода» решили собственно спросить у РосАтома (т.е. у его подразделения АтомСтройЭкспорт), дык что же там с корпусом реактора. Если опустить подробности руководитель управления коммуникаций АтомСтройЭкспорта Нина Деменцова заявила:
Мы же уже написали (это было даже в официальном письме, переданном белорусской стороне), что стерлась краска при проведении такелажных работ по перемещении корпуса реактора. Это стройка. Это штатная обычная ситуация. Ну не бывает, чтобы на стройке чего-то там не было. Я думаю, что это можно назвать штатной ситуацией. Это не ЧП, не инцидент
Передвижение корпуса ядерного реактора ВВЭР-1200 на заводе изготовителе (высота примерно 5-6 метров)
Нина Деменцова отметила, что подтверждением того, что ничего серьезного не произошло, является то, что «Атомстройэкспорт» работает в обычном режиме.
Поверьте мне, я сижу в городе-герое Москва. Все руководство здесь. Все абсолютно спокойно, правда. Вы же прекрасно понимаете, если что-то происходит, все сразу несутся, сломя голову. Если бы что-то случилось, то это была бы паника, все должны были бы быть там. А у нас все нам местах: не в Беларуси, а в Москве и в Нижнем Новгороде. У нас все в рабочем режиме, идут совещания, встречи - идет обычная работа
Нина Деменцова заявила, что в «Атомстройэкспорте» ничего не скрывают от общественности.
У нас сразу собрался штаб, мы все оперативно доложили, написали, дали в прессу. Работает комиссия МАГАТЭ. Нам важно, чтобы все было нормально. Мы ничего не боимся. О результатах работы миссии МАГАТЭ мы проинформируем СМИ, общественность, сопредельные государства. Мы - генеральный подрядчик, на котором лежит ответственность за безопасность всех работ, и мы заинтересованы больше чем кто-либо в отсутствии любых сомнений в надежности оборудования и всех работ
По мнению руководителя управления коммуникации, тема происшествия на БелАЭС «искусственно раздувается недоброжелателями».
Это все - только оппозиционные проекты активистов. Мы мониторим эти публикации каждое утро, один красивее другого заголовки дает. Это же политика
Источник Да, точно, как то про оппозицию все уже подзабыли (активисты находящиеся в оппозиции относительно чего или кого?). А вообще давайте спихнём всё на врагов народа, США, негров и марсиан, а мы тут ни при делах…вобщем закончили как всегда за упокой.
РосАтом, Версия №2
1 августа с утра, на сайте РосАтома появилась их версия случившегося: В ночь с 9 на 10 июля одна из субподрядных организаций выполняла операции по перемещению корпуса реактора с одного ложемента на другой. Естественно, это происходило вне здания реакторного отделения, т.к. шла еще только подготовка к подъему корпуса реактора в энергоблок. Корпус реактора планировалось переместить на расстояние около 10 метров, не меняя его горизонтального положения. Однако, при строповке субподрядчиком были допущены отклонения от инструкции, из-за которых произошёл перекос груза при его подъеме. На высоте около 4 метров (при длине изделия 11 метров) возникла неисправность подъемного крана, вследствие чего корпус оставался в подвешенном состоянии более получаса. Все это время перекос постепенно увеличивался и в результате привел к тому, что корпус реактора проскользнул по стропам и повис диагонально, соприкоснувшись с землей. В течение всего процесса велась непрерывная видеосъемка и обеспечивалась регистрация усилий на крюке крана. Даже в момент касания земли основной вес изделия - более двух третей - удерживался краном. Поэтому использовать такие слова как "удар о землю" или "падение" неверно, это вводит людей в заблуждение, так как искажает суть произошедшего, ведь скорость движения корпуса не превышала скорости пешехода.
Кому интересно
нифигасебе…я держал постравшего в руках, но голова соприкоснулась с асфальтом, но неверно утверждение что я намеренно бросил потерпевшего на асфальт, т.к. ноги и туловище находились у меня в руках. Как то так и далее:
Результаты всех исследований переданы заказчику. Мы абсолютно убеждены, что технических препятствий для использования корпуса не существует. Но мы понимаем, что вместе с приоритетом безопасности и надежности, еще одним важнейшим условием развития атомной энергетики является общественная приемлемость. Допускаем, что заказчик может принять решение не применять этот корпус, чтобы погасить волну слухов и ажиотаж среди части населения.
Позже, пресс-секретарь Министерства энергетики Беларуси Жанна Зенькевич заявила что беларуские специалисты начали оценку состояния корпуса реактора на БелАЭС:
Конечно, если специалисты скажут, что он непригоден, безусловно, будем менять. Ждем вердикта специалистов. Они должны определить это. Белорусские органы, которым это положено, этим занимаются. Есть же специальный регламент
Об итогах работы экспертов Минэнерго обещает проинформировать общественность. источник
Остановка монтажа В итоге, заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк, сообщел, что работы по монтажу корпуса реактора остановлены:
Возможно только два сценария: либо использование данного корпуса, но при подтверждении обосновывающих его безопасность материалов, либо его замена. Других вариантов не может быть. Но сейчас слово за специалистами. Мы в первую очередь руководствуемся необходимостью безусловного обеспечения безопасности АЭС
Для нас очень важно учитывать, что корпус реактора — это ответственный элемент ядерной установки. Сегодня нужно разобраться, что произошло, и главное — какие последствия данной нештатной ситуации. Мы разбираемся, было ли это соприкосновение, удар, какое состояние металла
Внутренняя начинка ядерного реактора, без неё и без заправленных ТВЭЛ-ов корпус реактора пока и в правду не представляет опасности
Генподрядчик отмечает, что повреждена окраска корпуса реактора. Надо сказать, что есть отметины от строп. Но мы потребовали более глубокого анализа состояния металла и корпуса реактора. Такие экспертизы российской стороной проведены, материалы по их результатам нам предоставлены, но нужно время, чтобы разобраться и вынести окончательный вердикт
Возможно ли, чтобы строители АЭС допустили падение корпуса реактора? Факты говорят, что при сооружении госкорпорацией «Росатом» атомных электростанций на территории России качество строительства зачастую весьма низкое. Например, в 2009 году Ростехнадзор выявил поставки контрафактных и несертифицированных изделий на строящиеся энергоблоки Ростовской и второй Ленинградской АЭС. Сооружаемый по такому же как в Беларуси проекту (ВВЭР-1200/В-491) первый энергоблок на второй Ленинградской АЭС стал рекордсменом по крупным ЧП. 17 июля 2011 года на стройке произошёл обвал около 1200 тонн металлоконструкций при сооружении защитной оболочки. 4 июля 2015 года строители уронили с 20 метров 70-тонное внутриреакторное устройство - блок защитных труб. В результате этого ценное оборудование было разрушено и ввод в строй экспериментального энергоблока отодвинулся ещё на пару лет. Это происшествие очень похоже на то, что, возможно, случилось на белорусской стройке Росатома. Отвечая на вопросы на слушаниях, главный инженер второй ЛАЭС Олег Иванов сказал, что проблема была в ненадёжности строп. Ну, раз атомщики смогли ошибиться при выборе строп на Ленинградской АЭС, то подобная ошибка могла произойти и на Островецкой станции. По поводу происшествия на ЛАЭС-2 хочется добавить лишь одно. Если в Росатоме не в состоянии верно рассчитать прочность строп, почему мы должны верить в их способность правильно провести более сложные расчёты ядерной и радиационной безопасности нового, никогда ранее нигде не испытанного реактора ВВЭР-1200? Итак, инциденты и аварии на строительстве АЭС не только возможны, они регулярно происходят. Информация к размышлению
Предназначение корпуса реактора - удерживать внутри себя перегретую воду под высоким давлением. Из-за огромного гамма-излучения от реакции распада в ядерном топливе, в воде образуется т.н. наведённая радиация. Корпус реактора имеет выступающие части, к тому же сам корпус – сварной. Каждый сварной шов был проверен после сварки на заводе изготовителе, и они нареканий не вызывали. Но это было до падения, и естественно гарантировано сказать всё ли с ними в порядке без повторной проверки теперь нельзя. Учитывая характер работы корпуса (давление 250 атм. и температуру в 300 градусов) полагаться на проверку «на глаз» я бы не стал, ибо если шов не будет держать реактор придётся останавливать (вплоть до отправки на завод изготовитель, но потом это будет уже затруднительно). По некоторым неподтверждённым слухам при проведении оценки воздействия на окружающую среду БелАЭС возможность разрушения корпуса реактора атомщиками напрочь отвергалась.
С учётом того, что произошедшее скрывалось от общественности 2 недели можно сказать что это почти получилось. И как писалось выше – состояние сварных швов для такого объекта на глаз не делают. Тут нужна дефектоскопия. Правда не будет ли результат зависеть от того кто будет её проводить?
Не стоит пренебрегать пиар-составляющей - Лукашенко неоднократно расхваливал Островецкую АЭС как самую лучшую, самую безопасную, поэтому признать, что строители напортачили, и теперь нужно ждать изготовления нового корпуса реактора, будет весьма непросто. Но, с другой стороны, за время строительства белорусской АЭС почти всем стало ясно, что подобный проект Беларуси не нужен. Возможно, авария при строительстве будет использована как предлог, чтобы отказаться от дорогого и опасного проекта. Тогда нас ждёт серия разбирательств на тему, кто виноват и кто оплатит уже понесённые при строительстве расходы. В любом случае, т.к. нештатная ситуация произошла на стройплощадке, все издержки несёт генподрядчик. (Источник 1, Источник 2 )
Может ли такое быть, что МинЭнерго или ещё кто либо с беларуской стороны, не знали что творится на стройплощадке БелАЭС? Всё же АЭС это не коровник который доверили строить подрядной организиции. Официальные структуры так или иначе присутствуют на различных этапах сдачи различных частей объекта, они принимают работу подрядчика. Вывод напрашивается сам собой: подрядчик искусно «замёл следы», или те кто принимает работу по какой то причине не сообщили о случившемся. А если серьёзно, вы в правду верите что в стране где определённые структуры знают о вас больше чем вы сможете вспомнить, и вдруг «компетентные органы» упустили такой крупный момент?
Весьма интересный вопрос. С одной стороны, что бы хоть как разрядить обстановку нужно просто показать СМИ то что корпус реактора не повреждён.Можно заявлять о «военной тайне» и всё такое, но как выглядит корпус реактора и так все знают (благодаря всё тому же РосАтому). Но этого не делают. Вариантов тут несколько: - за столько лет противостояния со всем что не совпадает с «линией партии», у нас просто забыли что СМИ должны освещать такие моменты. Ну как вариант ждут команды с верху ибо инициатива наказуема; - беларусы по какой-либо причине не имеют доступа к некоторым вещам на БелАЭС (немного бредово, но всё же); - там есть то что не должно быть увидено; Источник
Интересный вопрос. С одной стороны радиологической угрозы нет ( т.к. корпус реактора даже не установлен, а ядерного топлива на АЭС и в помине ещё нету), и «Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии» тут не работает. С другой стороны в РосАтоме заявили:
Мы должны информировать общественность о состоянии ядерной и радиационной безопасности. Но, опять же, процедуры по событиям, как действовать, у нас нет. И вот мы с прошлого года начали выдавать ежегодные обзоры происходящего на строительной площадке АЭС
Иными словами, у каждой стороны есть повод ничего никому не сообщать. Кстати ничего не напоминает? (Источник)